НАТО создавалась как ответ Советскому Союзу, но в начале 1990-х, когда все были вдохновлены переменами, разговоры о сотрудничестве с Североатлантическим альянсом были вполне серьезные. Какое-то время все двигалось в этом направлении. В 1997 году был подписан основополагающий акт Россия — НАТО, после 11 сентября 2001 года была подписана Римская декларация: голос России теперь имел юридическое значение для чиновников Североатлантического альянса.

Тогда же был создан совет Россия — НАТО, который должен был придать новый импульс отношениям. Но они развивались вяло, а когда в 2008 году случился конфликт между Россией и Грузией, оказалось, что совет со своей ролью не справляется вообще. Тогда и НАТО, и Россия сошлись на том, что совет надо модернизировать: политические лозунги о сотрудничестве звучали хорошо, но к реальному сотрудничеству это не приводило. Стали накапливаться разногласия, как, например, по поводу размещения противоракетной обороны НАТО в Европе. Случился очередной кризис на Украине, который доказал, что реального взаимодействия России и НАТО нет. Даже успехи по частным вопросам — таким как борьба с терроризмом или совместные учения по противодействию морскому пиратству — не стоят ничего, если политически Россия и НАТО крайне далеки друг от друга.

Сегодня сотрудничества так и нет ни по одному вопросу. Недавно был очередной совет Россия — НАТО: стороны выступили друг перед другом как средства массовой информации — НАТО отчиталась, что на своей территории размещают такие-то войска, Россия со своей стороны рассказала, что размещает новые батальоны на своих западных границах. Выступили, и все. Никакого продолжения у разговоров нет.

[blockquote]И Россия, и НАТО проводят военные учения на своих границах[/blockquote]

Североатлантический альянс пытается поставить перед Россией несколько вопросов. Первый — соблюдение минских соглашений, но здесь у нас вообще нет никаких точек соприкосновения. Второй вопрос — сотрудничество по Афганистану: цели и интересы общие, но российская сторона убеждена, что пока наши политические взаимоотношения не урегулированы, никакого практического сотрудничества по афганской теме не будет. Третий вопрос — транспарентность российской военной авиации в Балтийском регионе. Россия предложила, чтобы не только наши, но и натовские самолеты совершали полеты с выключенными транспондерами, но теперь НАТО не идет нам навстречу и никакого решения еще нет. Это узкий технический момент. Цель в том, чтобы в НАТО видели, если недалеко от их границ летают российские самолеты, и наоборот. Тем не менее активности разведывательных операций по отношению друг к другу это никак не снизит.

И Россия, и НАТО проводят военные учения на своих границах. Разведка проходит не только в воздухе, но и в море. Если самолет или подлодка неожиданно для одной из сторон окажется вблизи национальных границ, реакция может быть очень нервной. Сейчас отношения Россия — НАТО таковы, что любые неожиданные ситуации на границах могут привести к резкому военному ответу.

Пока именно такие возможные события воспринимаются экспертами и военными специалистами как самые рискованные — говорить о полномасштабном военном противостоянии НАТО и России поводов нет. Кроме того, как Североатлантический альянс поведет себя в случае каких-то военных конфликтов — вопрос открытый не только для России, но и для стран — членов НАТО. После событий на Украине больше всего паникуют страны Балтии, которые считают себя следующими самыми вероятными «жертвами российского наступательного движения в Европу». Страны Балтии подняли вопрос, способен ли Североатлантический альянс единодушно и оперативно среагировать в случае, если этот сценарий станет реальным.

[blockquote]Отношения Россия — НАТО еще долго будут оставаться такими, какие они есть сейчас, — неэффективными, символическими, без реального сотрудничества[/blockquote]

В результате НАТО решила провести политику сдерживания России. Она включает в себя три элемента: 1) создание четырех батальонов — в Польше и странах Балтии, 2) создание восьми небольших военных штабов в восточной части альянса на постоянной основе, а также 3) увеличение расходов на оборону. Последнее было закономерным ответом на то, что Россия сама в последние годы значительно увеличила военный бюджет.

НАТО по своей структуре очень бюрократическая организация, все решения принимаются на основе консенсуса. Но у стран-членов очень много разногласий, поэтому открытый военный конфликт НАТО с Россией — это что-то нереальное.

Да и вообще НАТО в ближайшее время увлечена не Россией. Ничего нового в наших отношениях не происходит. Североатлантический альянс сейчас занят перевариванием новой администрации США. Ему по большому счету не до России, даже российско-украинская тема обсуждается вскользь. И если не случится внезапных конфликтов с разведкой на границах, отношения Россия — НАТО еще долго будут оставаться такими, какие они есть сейчас, — неэффективными, символическими, без реального сотрудничества.