1. Фильмы и видеоигры все популярней

Популярность кино напрямую влияет на продажи книг. Когда вышел фильм «50 оттенков серого», на волне ажиотажа было продано более 1 000 000 экземпляров одноименной книги. Можно спорить о том, что «это не литература» и все в таком духе. Но пусть читатель начинает с «50 оттенков» — дальше откроет для себя что-то более толковое. С играми то же самое. Подросток поиграл в «Ведьмака» и захотел узнать больше о полюбившихся персонажах. Добро пожаловать в книжный магазин за сагой Анджея Сапковского.

2. Молодые любят читать

Современную молодежь принято ругать за тотальную зависимость от соцсетей и гаджетов. Якобы тупые подростки не знают, кто автор «Мертвых душ». Но именно среди тех, кто родился в 90-х и на стыке тысячелетий, возрождается массовый интерес к книгам. В моем сообществе «Литорг» — 700 000 подписчиков. Более половины — моложе 25 лет. Это 350 000 читающих юношей и девушек. А таких книжных сообществ много. В других соцсетях также популярны страницы, посвященные литературе, — сложив количество подписчиков, получим целую читающую армию. По данным компании GfKЮ, в марте 2017 года Россия вошла в тройку самых читающих стран (после Китая и перед Испанией). Это был онлайн-опрос, вряд ли данные можно считать полностью объективными. Тем не менее в последние несколько лет в подобные рейтинги наша страна не попадала вообще. 

3. Книжных магазинов все больше

Да, старые, атмосферные книжные магазины с трудом держат оборону, многие закрылись. Зато сетевики чувствуют себя хорошо — открывают все новые и новые точки. В марте 2017-го «Читай-город» открыл магазины в Барнауле и Рыбинске. А «Буквоед» планирует инвестировать 160 миллионов рублей в запуск своих «Парков чтения и культуры» на северо-западе России.

4. Выходят книги о том, как писать книги

В 2016 году МИФ опубликовал «Литературный марафон», а «Альпина Паблишер» —  «Пиши еще. Руководство для начинающего писателя». Эти издательства — лидеры рынка, которые держат нос по ветру и чувствуют тенденции. Значит, спрос уже есть, а будет еще больше.  

5. Издательский бизнес растет

Я постоянно общаюсь с представителями практически всех более-менее крупных издательств России, и большинство из них настроены оптимистично. После периода стагнации продажи снова пошли вверх, а значит, появились средства, которые можно пустить на развитие. Главный редактор издательства «Альпина Паблишер» Сергей Турко рассказал мне о пускай и не супервзрывном, но все же устойчивом росте количества публикуемых книг — 80 в 2014-м против 91 и 128 в 2015-м и 2016-м соответственно. Кроме того, появляются все новые и новые российские книги-хиты, суммарный тираж которых превышает 100 000 экземпляров (например, «Вся кремлевская рать» Михаила Зыгаря).

6. Хотя издатели больше не нужны

Современная индустрия диктует новые правила и дает новые возможности. Функция издательства — посредническая. А что если автор сможет быть в контакте с читателем напрямую,  без посторонней помощи? Свою книгу можно разместить на различных сервисах для публикации произведений. Можно дать рекламу в литературных сообществах в социальных сетях — и в итоге получить выход на аудиторию. Это стало доступно массам — книги теперь распространяются легко. На пути от рукописи до читателя все меньше и меньше этапов.

7. Книги перестали дорожать

Много было факторов, которые повлияли на стоимость печатного экземпляра. Самое очевидное — рост курса валют: он убивал сотрудничество с зарубежными типографиями и в принципе заставлял многих отказаться от покупки книг. Когда на стол к ужину нечего поставить, становится не до Бегбедера. Сейчас ситуация изменилась. Нет, дорогие книги остались, но рядом с ними все чаще можно увидеть бюджетные аналоги. К примеру, «Эксмо» выпустило серию классических произведений, рыночная стоимость которых колеблется в районе 100 рублей. Да, в мягкой обложке и на газетной бумаге, но зато цена-то — как в старые добрые времена! То есть позволить себе книгу снова может каждый. 

8.  Продажи электронных книг растут

За 2016 год продажи электронных версий книг увеличились на 50 процентов. Доля «цифры» на книжном рынке составляла в 2015 году 1 процент, а в 2016-м выросла до 1,5. Да, это все еще невысокие показатели. Но это данные по легальной реализации, то есть по продажам. Значит, теперь читающая аудитория все больше понимает, что за электронную книгу тоже нужно платить. И если мы видим рост сознательности, это говорит о благоприятной обстановке для развития ниши в целом — хотя бы потому, что авторы перестанут бояться пиратства и будут получать больше. Возможно, уже скоро книга снова станет постоянным спутником среднестатистического россиянина. А предметом гордости вместо новой модели смартфона вновь станет домашняя библиотека. Пусть даже и электронная.