«Изумрудный город»

За океаном знают толк в настоящих ужасах. Европейская нечисть тоже, конечно, вредная и кровожадная, но со всеми этими ведьмами, гномами и лепреконами обычно можно договориться, как с коррумпированными чиновниками, владеющими магическим ресурсом. Американцы же слишком долго жили на фронтире, за которым — чужая земля, полная страшных тайн и недоброго волшебства, где зачастую даже непонятно, чего хотят злые духи и на каком языке с ними разговаривать. Поэтому истории про мага из страны Оз не стоит путать со сказками о волшебнике из Изумрудного города: книги Лаймена Фрэнка Баума, которые пересказывал Александр Мелентьевич Волков, уже сами по себе были странными и пугающими, а их экранизации и вовсе расцветают всеми красками безумия.

[blockquote]Страшила оказывается распятым и потерявшим память солдатом, Железный Дровосек — киборгом, которого случайно искалечил трансгендер, а ведьмы плотно сидят на запрещенных веществах и залезают людям в мозги[/blockquote]

Тарсем Сингх, режиссер «Изумрудного города», начинал свою карьеру с клипа Losing My Religion группы R.E.M., а в большом кино сделал себе имя фильмами «Клетка», «Запределье» и «Белоснежка: месть гномов», так что ждать от него трогательной детской сказки точно не стоит. В его версии Дороти, уже вполне взрослая девушка в обтягивающей все, что положено, майке, попадает в волшебную страну на патрульной машине, с пистолетом и полицейской овчаркой, которая мало похожа на милого Тотошку. Другие персонажи тоже претерпели некоторые изменения: брутальные жевуны начинают пытать главную героиню, Страшила оказывается распятым и потерявшим память солдатом, Железный Дровосек — киборгом, которого случайно искалечил трансгендер, а ведьмы плотно сидят на запрещенных веществах и залезают людям в мозги. В этом королевстве, напоминающем одновременно Нарнию и Вестерос, явно что-то прогнило, и Дороти предстоит навести в нем порядок, а заодно разобраться с собственным прошлым — например, найти свою мать, которая явно как-то связана со всем, что происходит вокруг.

«Дед Мороз. Битва магов»

Кадр из фильма «Дед Мороз. Битва магов»
Кадр из фильма «Дед Мороз. Битва магов»

Герои голливудских фильмов, оказавшись в волшебных мирах, часто обнаруживают там крайне амбивалентных персонажей, которых нельзя однозначно причислить ни к силам света, ни к воинству тьмы. В наших широтах такие вольности встречаются реже, и если какая-нибудь Баба-Яга еще может перевоспитаться, то, например, Дед Мороз просто обязан быть на стороне добра: фальсификации сказок мы не допустим.

[blockquote]Войтинский превращает этот набор штампов в двухчасовой новогодний аттракцион со смертоносными снежками, летающими огненными сомами и харизматичным Дедом Морозом[/blockquote]

В фильме Александра Войтинского Дед Мороз оказывается одним из сыновей волшебника Елиазара, которые защищают Землю от огненных химер и заодно от своего старшего брата с говорящим именем Карачун — тот, проведя в заточении десять тысяч лет, почему-то озлобился и решил помочь космическим монстрам. Поскольку основная часть Елиазаровичей трусит и отсиживается в надежной пещере, вся тяжесть борьбы с Карачуном ложится на плечи нашего Деда. Он, впрочем, тоже не Чак Норрис, чтобы сражаться в одиночку, поэтому устраивает в старом «Детском мире» на Лубянке свой Хогвартс, где учится молодежь с особым ледяным геном. Тут-то на сцене и появляется традиционный персонаж городского фэнтези — девочка Маша, которую все считали психически нездоровой неудачницей, не догадываясь, что на самом деле она избранная, последняя надежда человечества и умница, каких мало.

Фильм вообще полон цитат и заимствований из аналогичных картин последних лет, от «Тора» до «Орудий смерти», но не спешите выключать его, воспользовавшись функцией предварительного просмотра от «Интерактивного ТВ». Войтинский превращает этот набор штампов в двухчасовой новогодний аттракцион со смертоносными снежками, летающими огненными сомами и харизматичным Дедом Морозом — Бондарчуком, который, кажется, только что вышел из модного барбершопа.

«Однажды в сказке»

Кадр из сериала «Однажды в сказке»
Кадр из сериала «Однажды в сказке»

Сказки, то ли несмотря на свою архаичность, то ли, наоборот, благодаря ей, всегда были территорией гендерного равноправия — по крайней мере, с точки зрения половой принадлежности главных героев. Красная Шапочка, Золушка, Белоснежка, Спящая красавица — женщин в волшебных историях, пожалуй, даже больше, чем мужчин. Другое дело, что там они обычно играли пассивную роль и ждали у мутного слюдяного окошка, когда к ним кто-нибудь прискачет, чтобы обуть, поцеловать или, на худой конец, съесть. В современных сказках женщин не стало меньше, зато они обрели некоторую самодостаточность: девушки по-прежнему высматривают на горизонте суженых, но куют теперь счастье собственными руками.

[blockquote]Главная героиня отправляется наводить порядок в город, где живут персонажи всевозможных сказок, которые из-за наложенного на них заклятия потеряли память и застряли в одном и том же времени[/blockquote]

Сериал «Однажды в сказке» не стал исключением: его главная героиня по имени Эмма однажды обнаруживает, что она — дочь Белоснежки и Прекрасного принца и что десять лет назад ребенок, которого она отдала на усыновление, попал не к кому-нибудь, а к Злой королеве. Разумеется, ей ничего не остается, кроме как отправиться наводить порядок в город Сторибрук, где живут персонажи всевозможных сказок, которые из-за наложенного на них заклятия потеряли память и застряли в одном и том же времени. «Однажды в сказке» придумали создатели «Остаться в живых» Адам Хоровиц и Эдвард Китсис, поэтому с каждым новым эпизодом загадки будут множиться, а список главных героев — разрастаться. Сериал выходит на телеканале ABC с 2011 года, и заканчивающийся сейчас шестой сезон грозит стать последним. Впрочем, если оформить подписку на лучшие сериалы ABC Studios в «Интерактивном ТВ», там можно обнаружить еще много интересного.

«Гримм»

Кадр из сериала «Гримм»
Кадр из сериала «Гримм»

Само понятие «сказка» обычно ассоциируется у нас с чем-то милым и чудесным, однако в оригинале истории о волшебных существах мало в чем уступают современным фильмам ужасов. В сериале «Гримм» эта темная сторона сказок предстает во всей своей мрачной красе.

Главный герой, полицейский из Портленда, оказывается потомком братьев-фольклористов и одним из последних представителей рода охотников, которые сражаются с проникшими в наш мир сверхъестественными существами. Ведьмы и оборотни умело маскируются под простых клерков и домохозяек, но Ник Берхардт, в отличие от обычных людей, способен видеть их истинное лицо. Правда одного этого умения и полицейского значка для успешной борьбы недостаточно, поэтому на помощь служителю закона приходит злой и страшный серый волк — перевоспитавшийся и готовый сотрудничать с правоохранительными органами.

[blockquote]На протяжении шести сезонов герои будут терять и снова обретать свои сверхспособности, переходить со светлой стороны силы на темную и обратно, а также, разумеется, влюбляться[/blockquote]

На протяжении шести сезонов, смотреть которые определенно стоит с оригинальной звуковой дорожкой на «Интерактивном ТВ», герои будут терять и снова обретать свои сверхспособности, переходить со светлой стороны силы на темную и обратно, а также, разумеется, влюбляться, причем обычно не в самых подходящих персонажей вроде ведьм. В «Гримме» полно героев германских сказок, а также псевдонемецких фамилий и терминов, но у авторов есть и другой источник вдохновения: Дэвид Гринуолт, один из создателей сериала, был продюсером шоу «Баффи — истребительница вампиров», и это порой очень заметно.

«Чернильное сердце»

Кадр из фильма «Чернильное сердце»
Кадр из фильма «Чернильное сердце»

В Германии, где было изобретено книгопечатание, литература всегда играла почти мистическую роль — достаточно вспомнить, как перевернул мировую историю «Капитал» Карла Маркса или как жгли костры из книг нацисты, напуганные силой печатного слова. Не случайно в середине 80-х весь мир был очарован «Бесконечной историей» по роману немца Михаэля Энде, где люди и чудовища, населявшие страну Фантазию, оказывались реальнее, чем окружающая действительность.

«Чернильному сердцу», в основе которого лежит бестселлер его соотечественницы Корнелии Функе о людях, способных переносить в наш мир выдуманных героев и отправлять на книжные страницы живых людей, повезло меньше: фильм так и не окупился в прокате. Благодарить за это нужно продюсеров, которые догадались выпустить картину одновременно с очень похожими по задумке «Сказками на ночь» — и Адам Сэндлер, чей персонаж тоже умел делать фантазии реальностью, сорвал весь банк. И это, конечно, досадно: теперь мы вряд ли увидим продолжение, хотя у Функе есть еще две книги про тех же героев. При этом фильм с участием Брендана Фрэйзера, Пола Беттани и Хелен Миррен получился красивым, добрым и страшным.

[blockquote]Чтобы все исправить, Мо и его дочери Мэгги нужно найти последний экземпляр книги и постараться самим не попасть на ее страницы[/blockquote]

Его главный герой по имени Мо, не зная о своем даре, случайно отправил в книгу «Чернильное сердце» жену, а вместо нее вызвал к жизни злодея Каприкорна, который неплохо устроился в реальном мире, основал здесь маленький рейх и начал перетаскивать к себе других персонажей сказок. Сама книга при этом куда-то запропастилась, поэтому, чтобы все исправить, Мо и его дочери Мэгги нужно сначала найти ее последний экземпляр — и постараться самим не попасть на ее страницы. Чтение все-таки очень опасная штука.

Все эти фильмы можно найти в сервисе «Видеопрокат» «Интерактивного ТВ». Кино можно смотреть дома, по дороге на работу или за городом на планшете или телефоне — так работает функция «Мультискрин» (бесплатная опция при подключении). Узнать больше об «Интерактивном ТВ» и «Видеопрокате», где доступно множество отличных картин, можно здесь.