Лекция Марины Абрамович в «Пушкинском», Брайан Уилсон в The Apartment
Bodyshop и Topshop, Camper и Hediard, гастролей Пины Бауш и Cirque du Soleil, Мадонны и Тома Уэйтса — ну и появления Starbucks, H&M и Gap, конечно. Сейчас этот список усох до нескольких позиций. Пина Бауш приедет в марте, H&M появится в феврале, Сirque du Soleil в Москве вообще планирует обосноваться.
Ну и вот — 6 декабря в городе открылся Gap, у нас особенно нежно любимый. Именно для несуществующей тогда сети московских магазинов Gap пелевинский копирайтер Владилен Татарский сочинил слоган Now there is no more culture. No more civilisation. The only thing that remains is the Gap. На открытии никакого ажиотажа не было — место под названием «Мега-Белая дача» сильно удалено и от культуры, и от цивилизации. Были, в основном, любители марки — девушки, хипстеры и продвинутые мамы (у Gap хорошая детская линия). Многие прекрасно ориентировались в ценах онлайнового магазина и, судя по репликам, приехали не столько закупиться, сколько причаститься.
Другим популярным пунктом в списке недостач всегда были публичные лекции, но теперь все понемногу исправляется и с этим. Замечательные архитекторы приезжают раз в месяц, с contemporary art все было хуже, но вот 9 декабря в кинотеатре «Пушкинский» с двухчасовой публичной лекцией выступила Марина Абрамович — самая известная современная художница, работающая в жанре перформанса и bodyart. О мероприятии стало известно буквально за день, что не помешало публике набить кинотеатр «Пушкинский» до отказа. «Вся арт-тусовка здесь, — уверенно сказала художница Ксения Перетрухина, оглядывая толпу в фойе. — Но столько людей я не ожидала». Было много и студентов, и критиков, и работников глянца, и девушек вроде Нади Сказки — толпа получилась довольно разношерстной.
И все они, буквально затаив дыхание, слушали лекцию Абрамович, которая получилась человечным введением в нечеловеческое искусство перформанса — на примере ее собственных и чужих работ, показанных на огромном экране «Пушкинского». Абрамович рассказывала о своей любви, о том, как на перформансе 1974 года один зритель ее едва не застрелил, и аккуратно добавила: «Я тогда была молодой, совсем сумасшедшей». Тележурналист Андрей Лошак признался потом, что лекция проняла его едва ли не до слез. Впрочем, лучше всего отчего-то приняли совершенно безобидный ролик про двух собачек, внимательно следящих за теннисным мячом. «У вас в России к собакам как-то особенно нежно относятся», — обескураженно заметила художница. «Симпатично, но ничего нового, — прокомментировал Антон Носик, покинувший зал сразу после собачек. — Я родился в 1966-м! Я среди всех этих перформансов жил!»
По всей видимости, чего Москве осталось дождаться — это концертов Уэйтса, Radiohead и U2, причем известно, что Уэйтса и Radiohead вот уже много лет пытается привезти промоутер Александр Чепарухин. Пока не получается, зато 10 декабря он привез в Москву на закрытую вечеринку в ресторан The Apartment Брайана Уилсона (Brian Wilson). Уилсон изначально должен был играть в «Квартире Esquire», однако у журнала, говорят, внезапно начались какие-то трения с владельцами квартиры, и в результате все переместилось в ресторан. Оно и к лучшему: The Apartment — совершенно нью-йоркское место с большой сценой, куда больше подходящее для полноценного выступления человека, сочинившего большую часть песен Beach Boys. Музыканты перед концертом осторожно выясняли у вашего покорного слуги, что это за ресторан, но, кажется, так и не поняли, почему их сюда привезли. Сам Чепарухин ситуацию тоже не прояснял. «Я увлекся марроканским хип-хопом! — радостно кричал он всем встреченным знакомым. — Вот это да, вещь! Вот кого надо везти!»
Людей, которые еще помнят, что когда-то Beach Boys оспаривали у The Beatles звание группы номер один, а Уилсона называли лучшим мелодистом мира, набралось достаточно. «Это же культовая музыка всех серферов!» — говорил арт-директор «Афиши» Максим Балабин, сам увлеченный серфингист. Разумеется, было много музыкантов — от Маргулиса и Хавтана до Скляра. Само же зрелище удивительным образом оказалось и страшным, и магическим: Уилсон — это старый больной человек, который многие годы провел в психиатрических лечебницах, а окружают его совсем юные сессионные музыканты, ноль-в-ноль копирующие все партии из классических хитов Beach Boys — музыки счастья, здоровья и молодости. Музыка Уилсона в конце концов подмяла под себя всех — телеведущая Аврора не отходила от сцены примерно с тем же ошеломленным выражением лица, что и басист «Звуков Му» Александр Липницкий. Самым же счастливым человеком в зале оказался сотрудник агентства Reuters Григорий Алексанян: весь концерт он стоял ровно напротив Уилсона, светился, как стоваттная лампочка, и бил ему совершенно натуральные поклоны. Почему-то кажется, что ни Уэйтс, ни Radiohead, ни открытие H&M или лекция Херста, буде они состоятся, не вызовут состояния столь же чистого, беспримесного и какого-то совершенно щенячьего счастья.