«Я не смотрю телевизор». — «А что ты смотришь?» — «Компьютер». Если бы после каждого такого разговора телеканалы становились на рубль дешевле, то сегодня за согласие владеть контрольным пакетом акций любого из них серьезно доплачивали бы. Но этого не происходит. Во-первых, прямо такие разговоры на количество денег у каналов не влияют. Во-вторых, почти каждый, кто говорит, что не смотрит телевизор, все же потребляет телеконтент и даже временами за него платит — сам или за него платят рекламодатели. Ну, а в-третьих, практически все, что можно посмотреть в компьютере, нынче легко получить и в телевизоре.

Далеко ходить не надо: любая цифровая медиаплощадка сегодня предлагает телевизионный контент в нужных количествах. Записи спортивных трансляций, фрагменты программ, новостные сюжеты и интервью, ток-шоу кусками и целиком — все, что захотите. Можно, подобно миллионам пользователей YouTube во всем мире, идти на канал Tonight Show starring Jimmy Fallon и смотреть, как поп-звезды музицируют на игрушечных инструментах, а голливудские знаменитости соревнуются с ведущим в имитации других голливудских знаменитостей. И не особенно задумываться, что вообще-то это еженедельная программа американского телеканала NBC, и то обстоятельство, что некоторые сюжеты из нее становятся дико популярными в интернете, — скорее приятный бонус, нежели прямая цель. Разумеется, далеко не все видеохиты интернета сделаны профессионалами. Помимо неизбежных любительских видео (особенно с котиками), существует царство видеоблогеров, которые занимаются не слишком осмысленными с точки зрения нормального телевидения вещами: записывают «летсплеи» — многочасовые прохождения игр со своими комментариями, делают обзоры по новым гаджетам, показывая их одним планом по семь минут и бубня текст за кадром, — и все равно имеют свои миллионы просмотров. Тот, кто решил во что бы то ни стало отказаться от телевизора, вероятно, мог бы продержаться только на этом контенте. Но большинство предпочитает себя так не изводить и регулярно тешит чувство прекрасного официальными роликами из автошоу Top Gear или после работы для расслабления включает «Вечернего Урганта» — не обязательно, кстати, на мониторе компьютера. Доступ к подавляющему большинству подобного контента есть в каждой уважающей себя приставке IPTV.

[blockquote]Телевидение до сих пор выступает главным производителем сериалов, а интернет остается средством доставки, и каждый, кто «не смотрит телевизор», вынужден с этим считаться[/blockquote]

Впрочем, даже этого не требуется, чтобы, не являясь телезрителем, все же оставаться потребителем продукции телеканалов. Можно просто смотреть сериалы. Тем более что с ними за последние годы произошла чудесная метаморфоза, главным образом, стараниями американского канала HBO. И теперь хороший сериал запросто может быть круче кинофильма того же уровня по сценарию, актерско-режиссерскому составу, производственному бюджету и итоговой аудитории. Разбираться в сериалах, помногу смотреть их и знать тамошних звезд стало хорошим тоном даже для людей, у которых телевизор низведен до второго монитора, подключенного к компьютеру по кабелю HDMI. Благо, ради этого совсем не требуется смотреть прямой эфир. Сериалами забиты все легальные интернет-кинотеатры — что-то можно получить только по платной подписке, многое доступно бесплатно — при согласии на просмотр рекламы. Такое изобилие, кстати, изменило способ употребления многосерийного кино: у зрителя появилась опция «посмотреть за ночь весь сезон» — если он уже вышел, конечно. Вдобавок смотреть фильмы можно на любом устройстве и экране — комбинация «телевизор плюс приставка», функция «Мультискрин» справляется с технической частью на равных с планшетом и ноутбуком, а по диагонали дисплея так и вовсе выигрывает.

Телеканалы по-прежнему хорошо зарабатывают на сериалах: в США и Западной Европе (это главные рынки для большинства телекомпаний) зрителю проще оформить платный, но полностью легальный доступ к контенту. В этом смысле телеканалы находятся даже в более выгодной ситуации, чем кинокомпании: им не приходится делиться выручкой с кинотеатрами. Поэтому телевидение до сих пор является главным сериальным производителем, а интернет остается средством доставки, и каждый, кто «не смотрит телевизор», вынужден с этим как-то считаться.

В России главенству телевизионных каналов пока ничто не угрожает: они обеспечивают своей продукцией местный сегмент сети и даже что-то продают за рубеж. Тем временем крупнейшая интернет-компания «Вконтакте» уже заявила, что готова создавать эксклюзивный контент для пользователей, сочетая в равной степени профессиональную продукцию «Базелевса», «СТС Медиа» и других — и любительскую в исполнении авторов из популярных пабликов. IVI.RU запустил для своих зрителей мультсериал «10 друзей кролика», а у «Ростелекома» есть два эксклюзивных канала для абонентов — «Страшное HD» и «Телеканал Деда Мороза».

[blockquote]Даже для самого убежденного «несмотрителя ТВ» противопоставление «телевизор — компьютер» стремительно теряет актуальность[/blockquote]

В США диспозиция стремительно меняется: компании, занимавшиеся дистрибуцией контента, начали производить его самостоятельно — и довольно успешно. И вот уже в двадцатке лучших сериалов по версии Business Insider тот же Netflix представлен тремя названиями, тогда как HBO — только двумя. А опрос среди тех, кто завязал с обычным ТВ (их здесь называют cord-cutters), показал, что оригинальную продукцию именно Netflix они предпочитают всем остальным. Другое дело, что отказ от эфирного и кабельного телевидения для таких людей далеко не всегда означает, что они не смотрят телевизор: волшебное изобретение, приставка IPTV, позволяет получать на приличной диагонали все те программы и сериалы, к которым они привыкли. История отнюдь не уникальная, российские сервисы IPTV, например, «Ростелеком», работают точно так же.

Поэтому даже для самого убежденного «несмотрителя ТВ», зарубежного и российского, противопоставление «телевизор — компьютер» стремительно теряет актуальность — настолько активно они прорастают друг в друга. Даже колосс BBC намеревается выпускать свои сериалы онлайн раньше, чем те будут выходить в телеэфире. А мы теперь можем смотреть фильмы и программы с любого устройства — с экрана телевизора, на плазме или телефоне, планшете или компьютере — проблемы выбора больше нет. Никогда еще телевидение не было настолько удобным — все необходимое прямо под рукой.

В «Интерактивном ТВ» Ростелекома кино можно смотреть дома, по дороге на работу или за городом на планшете или телефоне — так работает функция «Мультискрин» (бесплатная опция при подключении). Узнать больше об «Интерактивном ТВ» и «Видеопрокате», где доступно множество отличных фильмов и сериалов, можно здесь.