Кадр из фильма «Без вопросов: Фрэнк Заппа о себе»
Кадр из фильма «Без вопросов: Фрэнк Заппа о себе»

«Без вопросов: Фрэнк Заппа о себе»

«Взять интервью — одна из самых ненормальных вещей, которые ты можешь с кем-то сделать. Практически пытки инквизиции», — утверждал Фрэнк Заппа. Возможно, общение с журналистами действительно не доставляло ему особенного удовольствия, тем более что этот певец, композитор, виртуозный гитарист и вообще мультиинструменталист вполне успешно самовыражался в своих песнях, однако и поговорить он был большой мастер. Политика, образование, наркотики, журналистика, аборты — по любому вопросу у Фрэнка было собственное мнение, и он не стеснялся его высказывать. Музыку, которую играл Заппа, не всегда можно назвать рок-н-роллом — в его дискографии есть и джаз, и симфонические произведения, — однако он был сам по себе подлинным воплощением духа рок-н-ролла, со всей его свободой, независимостью и бескомпромиссностью.

[blockquote]Первое появление на телеэкране состоялось в 1963 году — тогда Фрэнк, в костюме, с аккуратной стрижкой, еще без знаменитой бородки, использовал в качестве музыкального инструмента велосипед[/blockquote]

Наследники музыканта всегда очень трепетно относились ко всему, что связано с его именем, однако фильм режиссера Торстена Шютте «Без вопросов: Фрэнк Заппа о себе» все-таки получил их благословение. В конце концов, это не одно из тех телешоу, где люди, называющие себя друзьями артиста, собираются после его смерти, чтобы делать из него икону или вспоминать скандальные факты. Этот фильм целиком состоит из многочисленных интервью самого Заппы и съемок его выступлений. Чего стоит одно только его первое появление на телеэкране в 1963 году, где Фрэнк, в костюме, с аккуратной стрижкой, еще без знаменитой бородки, использует в качестве музыкального инструмента велосипед — с абсолютно серьезным и непроницаемым выражением лица. Рок-н-ролл, в конце концов, это очень серьезно.

«Ничто не вечно: Взлет и падение Tower Records»

Кадр из фильма «Ничто не вечно: Взлет и падение Tower Records»
Кадр из фильма «Ничто не вечно: Взлет и падение Tower Records»

В 1941 году Расс Соломон начал продавать подержанные пластинки в аптеке своего отца, в 1999 году оборот сети его магазинов Tower Records превысил миллиард долларов, а пять лет спустя бизнесмен объявил себя банкротом. Режиссер Колин Хэнкс, сын Тома Хэнкса и исполнитель главной роли в «Стране чудаков», бережно восстанавливает историю этой компании, опрашивая очевидцев и участников событий, в том числе и самого Соломона, которому на момент выхода фильма исполнилось девяносто лет.

[blockquote]Работа в Tower Records превращалась в сплошную вечеринку, а меломаны приходили сюда не только за пластинками, но и в поисках единомышленников[/blockquote]

Tower Records всегда были чем-то большим, чем просто бизнес: для сотрудников (среди которых числился Дэйв Грол из Nirvana и Foo Fighters) это был настоящий дом, где им разрешалось практически все, так что работа превращалась в сплошную вечеринку, а для армии меломанов музыкальные магазины стали местом, куда приходили не только за пластинками, но и для того, чтобы найти единомышленников. Там можно было, например, запросто встретить Элтона Джона с огромным списком покупок — по словам музыканта, он оставил в Tower Records больше денег, чем кто-либо на свете. Наступление эпохи интернета стало для компании смертным приговором: и друзей, и записи теперь ищут онлайн. Однако Расс Соломон и сам сделал массу ошибок, не позволивших его бизнесу удержаться на плаву. Впрочем, режиссер не склонен слишком критиковать Tower Records: этот фильм для него, в первую очередь, возможность снова вернуться в потерянный музыкальный рай своего детства.

«Некуда бежать»

Кадр из фильма «Некуда бежать»
Кадр из фильма «Некуда бежать»

Для многих песни Blur навсегда остались саундтреком к девяностым годам, со всеми их мечтами, надеждами и жестокими разочарованиями. Когда-то лондонская четверка была главной группой Англии, пока братья Галлахеры не потеснили их с пьедестала, начав тем самым многолетнюю войну между Oasis и Blur, в которой каждый любитель брит-попа был обязан выбрать ту или другую сторону. В начале нового тысячелетия коллектив практически прекратил свое существование. Причины были вполне традиционными: творческий кризис, разочарование публики, наркотики, усталость друг от друга. Однако главной проблемой оказалось то, что музыканты повзрослели и поняли, насколько разные у них вкусы, интересы и представления о жизни.

[blockquote]Им всем уже за сорок и они не стесняются признаться, что просто соскучились друг по другу[/blockquote]

Фильм «Некуда бежать», названный так в честь песни No Distance Left to Run, вышел на экраны в 2010 году, после того как группа снова решила воссоединиться и дала концерт в Гайд-парке. Деймон Албарн, Грэм Коксон, Алекс Джеймс и Дейв Раунтри один за другим встречаются с авторами фильма, чтобы рассказать о своих первых шагах в музыке, о периоде сумасшедшей популярности и годах забвения. Им всем уже за сорок, и хотя в них по-прежнему несложно узнать солнечных мальчиков брит-попа, теперь это взрослые мужчины, которые не стесняются признаться, что просто соскучились друг по другу. Это фильм не о быстротечной славе и даже не совсем о музыке — в первую очередь это история дружбы. Фильм переведен на русский, но голос Деймона Албарна стоит того, чтобы включить оригинальную звуковую дорожку.

«One Direction: Это мы»

Кадр из фильма «One Direction: Это мы»
Кадр из фильма «One Direction: Это мы»

Можно, конечно, свысока относиться к бойз-бендам и их творчеству, однако взгляд во вселенную, в которой обитают эти ансамбли вместе со своими поклонницами, порой бывает совершенно бесценен. Создатели фильма про One Direction в 2013 году отправились вместе с группой, ставшей знаменитой благодаря участию в британском «Х-Факторе» (и возникшей, собственно, прямо на этом телешоу), в концертный тур и старались не выпускать ее участников из-под прицела кинокамер как на сцене, так и за ее пределами. Из всего этого материала в итоге получилась удивительная история про странный мир, где детская чистота и наивность уживаются с точным и циничным продюсерским расчетом.

[blockquote]В этой уверенной поступи новой невинности, покоряющей страны и континенты, чудится что-то грозное[/blockquote]

Пятеро солистов One Direction, которым во время съемок уже лет по двадцать, выглядят на экране совершеннейшими детьми, которые играют в лошадки, скучают по мамам — и при этом собирают по всему миру стадионы рыдающих от счастья фанаток. В фильме, разумеется нет и намека на скандалы, дебоши, пьянки и прочие гастрольные радости: мальчики выглядят чистыми, безгрешными и действительно очень обаятельными, но в этой уверенной поступи новой невинности, покоряющей страны и континенты, чудится что-то грозное — кажется, это идет будущее. One Direction появились уже в эпоху «Фейсбука» и «Твиттера», и функция социальных сетей от «Интерактивного ТВ» позволит убедиться, что, даже несмотря на затянувшийся отпуск группы, ряды ее поклонников не слишком поредели.

«Кобейн: Чертов монтаж»

Кадр из фильма «Кобейн: Чертов монтаж»
Кадр из фильма «Кобейн: Чертов монтаж»

Картина Бретта Моргана вышла на экраны спустя двадцать один год после смерти Курта Кобейна. К тому времени о лидере «Нирваны» были написаны тысячи статей, изданы сотни книг и сняты десятки фильмов, которые превратили музыканта, ставшего легендой еще при жизни, в какое-то совершенно фантастическое существо не от мира сего, место которому разве что на футболках и плакатах над кроватями трудных подростков. Морган своей картиной возвращает Кобейна к жизни, показывая не икону, а человека, одержимого музыкой и страстью к саморазрушению. Благодаря Кортни Лав и Фрэнсис Бин Кобейн, продюсеру фильма и единственной дочери Курта, режиссер получил доступ к его дневникам, рисункам, детской кинохронике и первым музыкальным экспериментам, виртуозно использовав все эти материалы.

[blockquote]Курт Кобейн проживает на экране свою недолгую жизнь, в которой мало героического и немного достойного для подражания, но зато есть любовь, нежность, мечты и, конечно, бессмертная музыка[/blockquote]

Строчки дневников в буквальном смысле слова оживают, рассказ о юности музыканта превращается в комикс, а кадры из домашнего архива порой так бесстыдны и откровенны, что становится неловко подсматривать, словно через замочную скважину, за неустроенной жизнью одного из последних героев рок-н-ролла. Несчастное детство в Абердине, муки мнительного подростка, прорыв к славе, наркотики, попытки вернуть дочь, постоянные мысли о самоубийстве — Курт Кобейн снова проживет на экране свою недолгую жизнь, в которой мало героического и немного достойного для подражания, но зато есть любовь, нежность, мечты и, конечно, бессмертная музыка. Впрочем, для тех, кому история лидера «Нирваны» покажется слишком шокирующей, у «Интерактивного ТВ» по-прежнему есть функция предварительного просмотра.

Все эти фильмы можно найти в сервисе «Видеопрокат» «Интерактивного ТВ». Кино можно смотреть дома, по дороге на работу или за городом на планшете или телефоне — так работает функция «Мультискрин» (бесплатная опция при подключении). Узнать больше об «Интерактивном ТВ» и «Видеопрокате», где доступно множество отличных картин, можно здесь.