«Кончаловский понимает, чем болен мир». Кинокритики — о «Рае»
«Рай» — выдающееся произведение киноискусства. Это не легкий просмотр, не развлекательный, но вполне поучительный, дающий основания для размышлений и эстетического наслаждения. Фильм рассказывает о привлекательной силе зла, о том, почему зло завораживает и насколько сильны противоположные стремления, связанные со спасением людей и своего собственного я. Рай в фильме — это место, куда попадает главная героиня, невзирая на все свои прегрешения, и это то, что остается недостижимым для нацистов.
Военное время лучше всего проверяет прочность этических установок, убеждений и чувства самосохранения. Это время безвыходное, многие классики кино к нему обращались. Можно вспомнить «Выбор Софи» с Мерил Стрип в главной роли, где в центре — проблема выбора.
Единственное, в чем можно упрекнуть Кончаловского, — что он достаточно отвлеченно рассматривает своих героев, как своеобразных насекомых, которых он изучает. Но это скорее не недостаток, а специфика авторского взгляда на происходящее. В конце концов нужно помнить, что это не фильм о концлагере, а фильм о судьбах людей, проживших несколько исторических этапов. Концлагерь — это только часть проблематики.
Сергей Сычев, кинокритик:
«Рай» — главный игровой российский фильм прошлого года. Таким его делает, помимо прочих художественных достоинств, его актуальность. Самая страшная трагедия в том, что люди, совершающие зло, уверены, что делают добро. В результате этого толпы «доброделов» вступают в непримиримый конфликт, итог которого — Вторая мировая война.
Сейчас мы видим тот же конфликт. Двадцатый век должен был научить людей, что любая коллективная правда, какой бы прекрасной она ни была, ведет к трагедиям. Но мы никак не можем выучить этот урок. То, что Кончаловский это показывает, давая возможность высказаться каждому представителю разных правд, каждый из которых достоин сочувствия и вызывает понимание, делает Кончаловского не только серьезным художником, но и человеком, который понимает, чем сейчас болен мир.
Болезнь, которую диагностирует Кончаловский, существует во всех обществах мира. Режиссер обращается сразу ко всем. В любой точке света его фильм будет понят.
Обращение к прошлому позволяет ему быть достаточно свободным, ведь, если снимать кино о современности, найдется куда больше критиков, говорящих, что это неправда, мы живем иначе и так далее. Настоящее требует серьезной рефлексии, которая мало кому под силу. Кроме того, в обществе нет единой системы ценностей, общности, единого представления о том, что такое мир — у нас кризис идентичности. Любой этнос для того, чтобы создать себе опору, обращается к своему прошлому. Мы часто оглядываемся назад, чтобы хотя бы примерно представить, что происходило тогда, если уж мы не можем понять, что происходит с нами сейчас.
Тема концлагеря здесь вторична. Кончаловский не случайно не делает на ней акцента, потому что понимает, что все уже насмотрелись на концлагерные ужасы. Режиссер играет на страхе, который возникает от того, что каждый считает себя правым. Этот фильм о конфликте людей, которые, каждый по-своему, строят свой рай.
Егор Беликов, кинокритик:
Кончаловского нельзя считать автором исключительно отечественным. Он снимал и в Америке, и в Европе, его волнуют проблемы мирового масштаба. И «Рай» тоже не совсем российское кино. На русском там говорят не больше, чем на французском и немецком. Безусловно, кино сделано российским режиссером с российской актрисой в главной роли, но считать его исключительно российским проектом было бы неверно — это фильм о вечных и универсальных идеях. Тема Второй мировой войны, которую поднял Кончаловский, будет актуальной еще не один десяток лет. Вопросы насилия, тоталитарности, объединения людей перед злом важны и сегодня.
Рай здесь обыгрывается по-разному, в том числе композиционно. В самом начале фильма умершие главные герои находятся перед Богом и рассказывают ему истории, которые привели их к нему. На основании этих историй Бог решает, попадут герои в рай или в ад. Многократно описывается и немецкий рай — та Европа, которая, по мнению нацистов, должна была быть построена. Можно вывести банальную сентенцию о том, что рай для каждого свой.
Фильм «Рай» — исчерпывающее всеевропейское высказывание о том, как стремление к утопическому раю для всего человечества может привести к катастрофе для всего мира.