Опять воздержание
Как снизить риски подросткового секса: информировать школьников о безопасном сексе или, наоборот, пропагандировать воздержание? Финансированные правительством Буша уроки сексуального воздержания в школах не доказали своей эффективности, и правительство Обамы запустило вместо них программу по сексуальному просвещению (в обоих случаях администрация не скупилась на затраты — счет идет на десятки миллионов долларов). Однако на днях стали известны результаты исследования доктора Джона Джеммота из Пенсильванского университета, которые показали, что уроки воздержания могут сыграть свою положительную роль, оттянув момент, когда подростки начинают сексуальную жизнь.
Ученые разделили 662 школьника 6-7 классов (исследование проводилось только среди афроамериканских подростков) на четыре группы. Первая прослушала «курс воздержания» с акцентом на рисках ранней беременности и болезней, передающихся половым путем. Во второй группе провели занятия по безопасному сексу. В третьей сочетали оба курса. А четвертой (контрольной) вообще рассказывали о здоровом образе жизни.
Через два года провели анкетирование. Почти половина школьников из контрольной группы оказались сексуально активными, а в «группе воздержания» — только треть (наибольшее число школьников, приобретших сексуальный опыт, обнаружилось в группе «безопасного секса» — 52%). Кроме того, снизилось число подростков, практикующих секс с несколькими партнерами (с 14,1% до 8,8%).
Почему программа Буша не дала эффекта, а у Джеммота он есть? Ученый всячески подчеркивает отличие своего подхода: если раньше детям объясняли греховность добрачного секса, то теперь акцент делается на вреде раннего секса для здоровья. Джеммот решил, что курс принесет плоды, если он использует методы, проверенные на программах сексуального просвещения. «Специально обученные учителя не просто читали лекции подросткам о том, что нельзя заниматься сексом. Они вовлекали их в дискуссии о том, что будет в противном случае. Они начинали с вопроса о целях и мечтах о будущем. Что бы дети хотели делать через 5 лет? Через 10? А потом рассматривали, какие трудности для достижения их целей может таить сексуальная жизнь».
Конечно, чтобы снова изменить политику, одного эксперимента мало. Но очевидно, что впереди новая волна исследований, комиссий и докладов: тема не закрыта.