У меня вообще много увлечений, и коллекционирование икон — всего лишь одно из них. Это только часть моей жизни, и та часть, которая позволяет мне содержать большую семью.

Мне было 19-20 лет, когда начали готовиться к отъезду первые толпы советских евреев, которых Никсон выпросил у Брежнева. Они стали скупать иконы, и кто-то из друзей предложил мне подзаработать. Это был фантастический парадокс нашей жизни: евреям, не имеющим ничего общего с православием, нельзя было вывозить ничего — ни денег, ни вещей. Но можно было вывозить по пять икон на человека!

И я стал ездить по деревням, собирать иконы. Сначала у меня и в мыслях не было оставлять их себе. Я путешествовал с рюкзаком, машины у меня не было… Начал я с того, что ездил по незнанию в те области, где прошла война и икон почти не осталось. Например, в Смоленскую область. Но постепенно я начал обрастать информацией, изучать книги, старообрядческие журналы дореволюционные, и где-то к 1975 году я стал в иконах немного разбираться.

А год спустя мне попалась замечательная партия икон, которые я нашел в стогу. Такой удачной группы икон я больше никогда не находил. В старообрядческих журналах я нашел информацию о том, что на территории Владимирской области существовала община староверов-раскольников, наследников идей Феодосия (безбрачники). Я понял, что их молельня может обладать какими-то выдающимися иконами и начал поиски. Месяца через три я нашел их дальнего родственника, старика уже, который мне рассказал, что были какие-то иконы и он их за ненадобностью положил в стог. В этом стогу я и нашел шесть икон XV-XVI веков. И икона «Владимирская Богоматерь» конца XV века стала первой иконой, которую я себе оставил. С тех пор она всегда со мной, она стала талисманом нашей семьи. Нашу квартиру трижды обворовывали, но икону ни разу не забрали.

Если уж говорить о начале, то я, конечно, потомственный коллекционер. Мой дед, знаменитый гомеопат Теодор Михайлович Липницкий и бабушка, Анна Эммануиловна Липницкая, были очень серьезными коллекционерами русской живописи. У них была очень серьезная коллекция, начиная от Репина, Шишкина и Айвазовского и заканчивая Рерихом и Фальком.

И поскольку у меня в крови жила жажда коллекционирования, то я начал собирать маленькие иконы, которые можно где-то хранить, перевозить — так называемые путные иконы, которые удобно было брать с собой в дорогу. А в 90-е я начал собирать так называемые народные иконы, иконы из отдаленных северных областей Руси. Я собираю иконы с орнаментом на полях, в них в большей степени присутствует народный элемент.

Часть моей коллекции вошла в каталог «Иконы из частных собраний». Я был одним из организаторов его создания и очень горжусь своим в нем присутствием.