Кирилл Веселкин /

Увидеть «Джоконду» и не умереть. Как ходить по большим художественным музеям

На носу сезон отпусков, а значит, и путешествий. Если вы предпочитаете городской отдых лежанию на пляже, то однажды обнаружите себя у входа в Лувр, Эрмитаж или другой знаменитый художественный музей. «Сноб» составил рекомендации, которые помогут вам осмотреть внушительные музейные коллекции с максимальной пользой и минимальной усталостью

Фото: Raphael Gaillarde/Getty Images
Фото: Raphael Gaillarde/Getty Images
+T -
Поделиться:

1. Запланируйте день и час

Если вы собираетесь провести в городе, где находится знаменитый музей, один или два дня, то лучше отложите его посещение до следующего приезда — если, конечно, вы приехали не ради искусства. После просмотра тысячи картин будет непросто воспринимать визуальную информацию, поэтому впечатление от архитектуры и пейзажей будет смазанное. Перед походом в музей посмотрите статистику пиковых часов его посещения — это можно увидеть в информации о музее, выдаваемой Google Maps, если развернуть расписание работы по часам. Так вы узнаете, что в Пушкинском самая большая толпа в субботу в 3 часа дня, в музеях Ватикана по понедельникам аншлаг, потому что они закрыты в воскресенье, а в венскую Альбертину как раз лучше идти именно в понедельник. Купите электронный билет, если это возможно: сэкономите и время в очереди, и деньги. На посещение отведите 1,5–3 часа с учетом перерывов.

2. Изучите коллекцию

«В каждом крупном музее  есть произведения, которыми он по праву гордится, — говорит искусствовед и редактор The Art Newspaper Russia Кара Мискарян, — например, если речь идет об Уффици, то это “Рождение Венеры” и “Весна” Сандро Ботичелли, “Благовещение” и “Крещение Христа” Леонардо, шедевры Рафаэля, Микеланджело и Тициана. Если Прадо, то это в первую очередь Босх, Веласкес, Гойя, Эль Греко. Если вы ограничены во времени и у вас лишь день на музей, тогда смотреть лучше только самое главное. Но это вовсе не значит, что надо ограничиваться только шедеврами, которые у всех на слуху. Если речь идет, например, о Лувре, то это вовсе не подразумевает, что первым делом надо бежать к “Джоконде”. Заранее изучив коллекцию музея, вполне возможно, вы найдете там еще что-то, что заинтересует вас лично. Например, в том же Лувре лучшее собрание картин Пуссена или достаточно редкая в таком количестве античная скульптура эпохи классики».  

3. Если вы запутались, рассмотрите готовые экскурсионные маршруты

Куратор Музея современного искусства «Гараж» Екатерина Иноземцева говорит, что забеги по музею в духе известной годаровской киносцены бессмысленны: «Во многих музеях сейчас есть информационные бюро, где посетителям предлагают разные программы: эффективный обзор всего музея или экскурсия по главным хитам постоянной коллекции. Многие крупные музеи с сотнями тысяч единиц хранения сейчас разрабатывают очень любопытные маршруты, объединяя, например, постоянную экспозицию и временные выставки».

4. Найдите несколько интересных фактов о главных картинах

Теоретическая подготовка важна, но не стоит с ней перебарщивать. Гораздо проще запечатлеть в памяти свой поход в музей, если вы не просто разглядываете холсты, но еще и знаете несколько историй и анекдотов о том, что и почему на них изображено. Особенно если это голландские натюрморты, которые только прикидываются цветами в вазе, а на деле не что иное, как размышления живописцев о тщете мирской жизни и необходимости ежечасной духовной работы. Или сцены Благовещения, время написания которых можно определить по характеру движения архангела Гавриила: чем стремительнее он подлетает к Деве Марии, тем позже год создания полотна.

5. Зарядите телефон

Многие музеи стали мультимедийными: на стенах появились QR-коды, написаны ссылки, с помощью которых можно прослушать аудиогиды. Во многих музеях под произведениями искусства вы увидите ссылку на SoundCloud — приложение для бесплатного прослушивания сопроводительных материалов, музыки эпохи и многого другого. К тому же в App Store представлено много специальных приложений-гидов, правда, стоимость таких приложений начинается от 220 рублей.

6. Не пренебрегайте буклетами и аудиогидами

Куратор «Гаража» Валентин Дьяконов говорит, что, если вы пользуетесь бумажными картами, на которых отмечены главные шедевры, вам будет проще рассчитать время на просмотр самого важного. «Подобные “якоря” очень важны при просмотре, — добавляет он — Аудиогид, на мой взгляд, тоже очень удобная вещь. Он помогает сфокусироваться на экспозиции, особенно в ситуации, когда зрители не хотят чувствовать себя одинокими перед произведениями искусства. Это очень похоже на экскурсии, но персональные. А вот приложения плохо способствуют закреплению информации в памяти».

7. Сходите в музейное кафе

Через час-полтора после начала осмотра прервитесь хотя бы на чашку кофе. Во-первых, это поможет вам закрепить уже собранную визуальную информацию. Во-вторых, поход в кафе при музее — это еще один способ его исследования. В музей ходят не только ради картин, но и ради собственно музея. Блуждая взглядом по холстам, зритель порой упускает то, что находится между ними и за ними. Во время перемещения из выставочного пространства в зону общепита вы сможете сложить впечатление об интерьере музея, о его акустике, заметить какие-то специфические мелочи.