«Красиво — некорректное слово». Внутреннее Дегунино художника Павла Отдельнова
Мы встретились с Павлом в галерее в Беляево, где проходила его персональная выставка. Выставка-ретроспектива стала неким промежуточным итогом для еще молодого художника, который пытается навести порядок среди накопившихся работ. Открывала выставку картина студенческих времен, на которой Павел зафиксировал фрагменты родного двора, путь от подъезда до школы и обратно. Закрывала серия работ «Белое море. Черная дыра»; в ней художник исследует то, что исследованию уже практически не поддается, — некогда величественные и суровые советские заводы, от которых ныне остались лишь разрушенные остовы и перекрытия.
«Разве это красиво?» — представляю я вопрос жителя Беляево, случайного зашедшего на выставку. «Вообще, “красиво” — это некорректное слово, — говорит Павел. — Оно нуждается в дополнительном разъяснении. Это область эстетического, а она неоднозначна. Мне как художнику хочется увидеть то, что меня окружает в настоящее время. Осмыслить это через образы. И эти типовые пейзажи — один из образов нашего времени». Павел Отдельнов родился в Дзержинске в 1979 году. Уезжая в 20 лет из родного города на учебу в Суриковский институт в Москву, он и не думал, что будет возвращаться в родной город за вдохновением. «Когда я учился в Нижегородском училище и каждый день проезжал на электричке мимо промзоны, я ни разу не вышел, чтобы ее нарисовать. В то время я, как и все мои друзья, рисовал что-то красивое — природу, деревца», — вспоминает Павел. Но именно промышленный дзержинский пейзаж стал отправной точкой его постстуденческого творчества, которое развилось в настоящее исследование, связанное с историей семьи. «Мой папа всю жизнь проработал на заводах восточной промзоны Дзержинска. А моя бабушка строила цех на химическом заводе в 1940-е годы, потом проработала в этом цеху практически всю жизнь. Сегодня эти цеха превратились в руины».
История Дзержинска началась в 1920–30-е годы, когда там стали возникать градообразующие предприятия — химические заводы-гиганты. Еще в первую мировую войну в Дзержинске был завод по производству взрывчатки. Он работает по сей день. Другие заводы во время Второй мировой войны производили химическое оружие, но к 1960-м годам перешли на выпуск бытовой химии. Большая часть их территорий сейчас представляют собой руины. Когда-то города, подобные Дзержинску, олицетворяли успехи и достижения большой страны. Все, что осталось от былых успехов сегодня, — пустыри, заводские развалины, безработица.