Ник Ильин: Джакометти очень мало, 104 миллиона — это рыночная цена

Скульптура швейцарца Альберто Джакометти была продана за рекордные 104,3 миллиона долларов

+T -
Поделиться:
Подробнее

Новый ценовой рекорд установлен на рынке искусства. Бронзовая скульптура «Шагающий человек I» (L'Homme Qui Marche I) швейцарца Альберто Джакометти была продана в среду на аукционе Sotheby's в Лондоне за 58 миллионов фунтов стерлингов. Вместе с комиссионными это составило 65 миллионов фунтов (104 327 006 долларов). 

Стартовая цена на «Шагающего человека» была установлена в 12 миллионов фунтов, однако всего через восемь минут ожесточенных торгов скульптура досталась анонимному покупателю, участвовавшему в аукционе по телефону. Всего за лот боролись 10 человек. Эксперты объясняют четырехкратное превышение эстимейта тем, что скульптурных работ Джакометти сохранилось мало и на открытые торги они выставляются крайне редко. Последний раз это случалось 22 года назад.

Таким образом, скульптура Джакометти, созданная в 1961 году, побила предыдущий ценовой рекорд для произведений искусства, продаваемых на открытых торгах — в 2004 году в Нью-Йорке картина Пабло Пикассо «Мальчик с трубкой» (Garcon a la Pipe) ушла за 104,2 миллиона долларов.

Как отмечает The Wall Street Journal, некоторые эксперты предположили, что анонимным покупателем является российский миллиардер Роман Абрамович. Два года назад на ярмарке Art Basel он уже приобрел бронзовую статую женщины, созданную Джакометти в 1956 году. Выставлявшая ее нью-йоркская галерея требовала за работу 14 миллионов долларов. Однако источники газеты, близкие к Абрамовичу, опровергли его причастность к нынешней сделке.

L'Homme Qui Marche I составлял часть коллекции немецкого Dresdner Bank. В прошлом году он был поглощен конкурировавшим с ним Commerzbank, которому коллекция оказалась не нужна. Его представители уже заявили, что пустят вырученные от продажи «Шагающего человека» деньги на благотворительность.

Ник Ильин

   Сумма объясняется тем, что таких вещей практически нет на рынке. Из собрания Deutsche Bank Dresdner Bank AG эта работа перешла в Commerzbank AG, им не до искусства, они избавились от коллекции, а это была самая видная вещь.

Джакометти очень мало, все в музеях и частных коллекциях. Это нормальная рыночная цена. Несколько людей боролись за эту скульптуру, у них, кстати, страсть поднимать и цену тоже. Я не знаю, кто купил, но видимо крупный коллекционер, у таких не только инвестиции в голове, это любовь к коллекционированию. Потом, через поколение, это все равно, как правило, оказывается в музеях.   

Комментировать Всего 13 комментариев

Сумма объясняется тем, что таких вещей практически нет на рынке. Из собрания Deutsche Bank Dresdner Bank AG эта работа перешла в Commerzbank AG, им не до искусства, они избавились от коллекции, а это была самая видная вещь.

Джакометти очень мало, все в музеях и частных коллекциях. Это нормальная рыночная цена. Несколько людей боролись за эту скульптуру, у них, кстати, страсть поднимать и цену тоже. Я не знаю, кто купил, но видимо крупный коллекционер, у таких не только инвестиции в голове, это любовь к коллекционированию. Потом, через поколение, это все равно, как правило, оказывается в музеях.

Джакометти — это художник уровня Пикассо, Миро и других, на которых цены из-за кризиса не становятся ниже. Значит, есть потребность в этом художнике. Наверное, какие-то инвестиционные фонды купили.

Джакометти всегда дорого стоил. Он знаменит в первую очередь как скульптор, его рисунки и живописные полотна менее известны коллекционерам. Но и они тоже очень дорого стоят и находятся в самых значимых коллекциях мира. Все зависит от нюансов, всегда на все своя цена. Вот недавно Пиросмани продали за полтора миллиона, а до этого продавали лишь за 300-400 тысяч, все индивидуально.

Я думаю, спрос на хорошее искусство есть всегда, — покупая хорошие вещи, ты всегда защищен от огромных потрясений. Вот, говорят, кризис, упали цены. Цены упали на те вещи, которые просто не покупались. А на те произведения, которые имеют огромную историческую ценность, цены упасть не могут.

Такие цены, даже на так называемое 'хорошее искусство', всё равно абсурдны. Подобная покупка просто говорит о том, что человек не понимает истинной цены денег и расскидывает их, чтобы получить очень временное удовольствие.

Говорить, что Джакометти да и Миро являются художниками уровня Пикассо, лично у меня мозг не повернется. И Миро и Джакометти - производная от Пикассо, и на мой взгляд, совершенно ему несопоставимы ни по количеству открытий, ни по степени воздействия на искусство других художников.

Давно прошла пора, когда говорили об отдельных ценовых категориях для живописи, скульптуры и фотографии. Пошло говорить, что фотография всегда дешевле живописи, — ведь сейчас главное, что именно отражает объект искусства, какой вклад он вносит в мое отношение к жизни. Джакометти в этом смысле очень важен, в послевоенном искусстве его работы стали основополагающими для репрезентации человека. В данном случае бессмысленно говорить о спекуляции. За такие деньги коллекционеры покупают для самих себя, так что это не пузыри, это не спекулятивная покупка. Эти люди платят такие деньги потому, что Джакометти действительно им нужен. Дилеры не покупают работу за такие огромные деньги, чтобы потом еще больше взвинтить цену.

Мария, а Вы могли бы назвать пример "пузыря", спекулятивной покупки за такие деньги? Спасибо

С Джакометти это заслуженно, понятно и закономерно. Из множества скульпторов второй половины XX века сходу вспоминается только Джакометти, поэтому и стоить он должен как все они вместе взятые. После этого аукциона он просто поднялся эшелоном выше. Но это плод длительного процесса, в котором выставки по всему миру, в том числе в Москве, книги и публикации.

Маховик цен раскручивается, и это приводит к результатам, плодами которых пользуются либо те, у кого Джакометти уже есть, либо те, у кого он точно будет. Теперь в нескольких важных коллекциях, где его не было вовсе или он был не такой, как надо, появится Джакометти такой, как надо. Если в случае с Джакометти и существует пузырь, то он лопнет только со всеми остальными, когда отменят евро и доллар.

Простите, Дмитрий, но судя по Вашим репликам в Снобе, все что дорого стоит  - "понятно, заслуженно и закономерно". Наводит на размышления.

Тем более странно, что в своей реплике Вы тут же приходите к мысли, что все-таки существует некий маховик цен, раскачивание  которого зачастую приводит к появлению "пузыря". И даже допускаете, что Джакометти может быть одним из них. Что снова наводит на размышления

До середины прошлого века живопись была королевой искусств. Другие техники и на рынке, и в некоей умозрительной истории искусств были на втором плане. Что же произошло во второй половине XX века? Искусство начало активно отказываться от картины и работать с объектами, а это стало разрушать живопись. Сформировался мощный корпус работ, которые гораздо ближе к скульптуре, чем к живописи.

Сложилось и лучшее восприятие скульптуры, в том числе коммерческое. Музей современного искусства заполнен не картинами, а предметами. Произошла корректировка рынка, и началось это как раз с Джакометти, потому что он центральная фигура модернистского мира.

Что касается собственно его творчества… Насколько центральной фигурой является Джакометти? Насколько он важен? Мне кажется, это тоже связано с тем, что он был в свое время единственным из скульпторов, который на уровне идеологии стал восприниматься наравне с живописцами.

Если другие скульпторы продолжали выполнять некий заказ (публичная скульптура, малая пластика и т.д.), он двигался к чистым формам, уходил от какой-то функциональности. Его значение определяется тем, насколько он влиятелен, насколько его искусство повлияло на скульпторов в дальнейшем. В свое время Микеланджело углублялся в анатомию, а Джакометти от анатомии отказался. Такое ощущение, что он окончательно распредметил скульптуру человеческого тела. Сделал работу, прямо противоположную работе Микеланджело.

Продажа Джакометти за 104 миллиона долларов — это не пузырь. В рыночном понимании для создания пузыря необходимо присутствие некой массовой эйфории. Продажи Джакометти не массовый феномен. В аукционе активно участвовали где-то 10 человек, из них, видимо, два боролись за трофей до победного конца. При этом цена, хотя она может казаться кому-то абсурдно высокой, не так оторвана от того, что платили раньше за Пикассо, Ван Гога и других.

Интересно, Сартр писал о скульптурах Джакометти: «С первого взгляда кажется, что перед нами иссохшие мученики Бухенвальда. Но мгновение спустя у нас складывается другое представление: эти тонкие, стройные фигуры поднимаются к небу. Кажется, что мы присутствуем при вознесении».

.

А мы, кажется, присутствуем при вознесении скульптора на финансовый Олимп. Эйфория, о которой говорит К. Брокштедт, вокруг Джакометти создана давно - уже после Второй Мировой Войны к нему пришла мировая слава, которая позволила жить художнику и творить так как ему хотелось. Потому, отдавая должное его вкладу в историю искусств не будем его переоценивать. Это уже сделали на Sotheby's

Объем пузыря в этой сделке равен 14,4 млн. долларов