Они связаны с тем, что существующая и благополучно упраздненная в России форма «бессрочного пользования землей» не получила реальной замены. Это недоработка Министерства имущественных отношений, которое готовило законопроектную базу по приватизации земли. Таким образом, мы столкнулись с ситуацией, когда сносят дома, но вопрос, кому принадлежит земля, на которой стояли постройки, так и не решен.

На «Острове фантазий» и в поселке художников «Сокол» почти все жители либо имеют право собственности на землю, либо у них оформлена долгосрочная аренда. Формулировка «бессрочное пользование землей» там ни разу не звучала. И тут работает совсем другой механизм:

Но я думаю, что разговоры о сносе домов на «Острове фантазий» и в поселке «Сокол» — всего лишь отвлекающий маневр от реальной ситуации с «Речником». Все-таки со сносом первых двух объектов связано слишком много рисков: экономических, политических и социальных.

Нынешний «бум сноса» — это процесс, который начал Митволь на федеральном уровне и который наконец докатился до Москвы. Дома рушат, чтобы уберечь природу и природоохранные зоны. Хотя, на мой взгляд, не надо переоценивать роль природоохранного законодательства в современном обществе.

Дело в том, что раньше природоохранные зоны были единственными инструментами, чтобы защитить экологию. Ныне перед нами лежат жесткие СНИПы, которые регламентируют в том числе и этот вопрос. То есть строительные нормы и правила изменились, а природоохранный закон выглядит как застывшая лава. А ведь сейчас есть технологии, позволяющие построить объект рядом с водой и не повредить водоем. Эти новейшие технологии гарантируют надежность своих конструкций. Вместо того чтобы пользоваться достижениями цивилизации, мы связаны по рукам и ногам морально устаревшим природоохранным законом. И, прикрываясь им, власти сносят дома, не предлагая людям никакого компромисса.

Многие думают: раз меня это не касается, может, и не надо туда лезть. Но это касается всех, каждого: у большей части граждан России неправильно оформлены документы на дачу, квартиру, землю.

Сейчас все мы ждем решительных шагов со стороны Общественной палаты РФ, чья роль в истории со сносом домов не только в «Речнике», но и на Соколе, и на Карамышевской набережной, совершенно очевидна. По сути, нынешняя ситуация — это проверка Общественной палаты на состоятельность. Либо она поможет людям, либо ее существование в жизни общества под большим вопросом.