Жизнь на чемоданах. Как понять спектакли театра Kamchatka
В комнате тихо, по полу разбросаны игрушки, в окно льется солнечный свет. Люди не спеша заходят сюда босиком, садятся на пол и начинают тихонько играть. Они уже больше часа провели внутри спектакля-импровизации Habitaculum, успели намокнуть, потанцевать на крыше и лишиться обуви. Теперь им нужно несколько минут тишины перед тем, как отправиться в следующую комнату. И вдруг в дверь заходит возмущенная зрительница. Она только пришла и еще не успела понять, что происходит: «Что это? Почему никто не говорит, что нужно делать? Ходим тут сами по себе, я ничего не понимаю. Вот вы, например, как поняли, что вам надо делать?» Но ей никто не отвечает. Kamchatka — это когда никто никому не говорит, что делать. Зрительница, растерянно постояв на месте, переходит в другую комнату — туда, где сидят и стучат ложечками по стаканам. После некоторых колебаний она тоже выбирает себе ложку и стакан и садится в общий круг.
Иммерсивные и экспериментальные театры появились по всему миру в начале 2000-х и уже успели прижиться. Зрители привыкли, что действие не обязательно разворачивается на сцене и вовсе не всегда нужно просто сидеть в зале: иногда можно ходить по комнатам в доме и наблюдать, как в каждой разворачивается свое действие. Иногда — самим участвовать в спектакле. Актеры вступают в диалог со зрителями, дотрагиваются до них, просят что-то сделать. В России интерес к иммерсивному театру появился только в 2014 году, и многие зрители еще не привыкли к такому формату. Некоторые стесняются и от неловкости начинают громко комментировать происходящее, кто-то возмущается, кто-то смеется, переглядывается со спутниками и пожимает плечами.