Разговаривали о современной семье с подругой, которая практически всю жизнь проработала в системе дополнительного образования детей, больших и маленьких. Поскольку работа ее всегда была связана с внешкольной деятельностью, экскурсиями, экспедициями, она имеет огромный опыт общения не только с детьми, но и с их родителями, с семьями в целом. В нашем разговоре подруга высказала интересную идею (о ней ниже), которая вдохновила меня на небольшой опрос-исследование.

Родителей для своего опроса я «наловила» прямо в коридоре своей поликлиники и на лавочках трех детских площадках окрест. К строгой науке все мои «исследования» не имеют никакого отношения, но на всякий случай сообщаю для дотошных читателей: обычная муниципальная детская поликлиника на окраине Питера, посетители — представители самых разных слоев общества с детьми от 0 до 17 лет, есть приезжие из Средней Азии. В описываемое время там в основном были мамы со здоровыми детьми разного возраста — пришли за разнообразными справками в летние лагеря.

На индивидуальном листочке надо было указать (или сообщить мне устно) пол и возраст ребенка, пол и возраст родителя. Основной вопрос был мною выбран максимально коварный: «Чему вы учите своих детей?»

Почти всем родителям потребовалось уточнение: в каком смысле учу?

Я уточняла: ну вот мы же все чему-то детей учим. Но все учат разному. Например, в одних семьях учат ребенка читать, а в других думают: пусть лучше играет — читать школа научит. В одних семьях учат разводить костер, а в других считают, что это опасно. В одних семьях ребенок с пяти лет может самостоятельно сходить в магазин и поджарить яичницу (его научили), а в других подросток 15 лет ни разу не сварил макароны (не научили) и не был в метро (возят на машине). Я спрашивала, чему лично вы, а не другие члены семьи и уж тем более не учителя и преподаватели в кружках, учите своего ребенка?

Меня интересовали конкретные знания и навыки, передаваемые по линии «этот родитель — этот ребенок» в разных возрастах. Ответы: «Я учу своего ребенка тому, как устроена жизнь», «различению добра и зла» и так далее не входили в сферу моих интересов, несмотря на то, что за ними несомненно стоит какая-то реальность.

Опросила я 67 родителей (еще три на мой вопрос отвечать отказались — то ли заподозрили какой-то подвох, то ли лично я им не понравилась) — 43 мамы, 6 бабушек и 18 пап. Больше пап «наловить» просто не удалось — это все-таки детская поликлиника, а не автозак после политического митинга.

[blockquote]Просматривая и систематизируя записи, сообразила, что не уверена в направленности реплики: папа научил подростка или подросток — папу? [/blockquote]

Результаты, на мой взгляд, получились весьма интересные и показательные. Самое, пожалуй, шокирующее — из 15 родителей старших подростков 8 (больше половины!) сказали буквально следующее: да вы знаете, пожалуй, уже ничему. Стараюсь заставить уроки сделать и от компьютера отогнать. И все, как это ни печально. Получается, что их теперь уже интернет с телевизором учат.

Один папа сказал, что он на даче учит сына работать с инструментами и электрике (сын помогает строить дачу). Одна бабушка учит внучку плести кружева на коклюшках (сама делает их на продажу). Три мамы сказали, что пытаются научить своих девочек-подростков вести домашнее хозяйство, но те упорно сопротивляются. Девочки, стоя рядом и лукаво усмехаясь, подтвердили сказанное матерями. Один подросток сам вступил в разговор и напомнил отцу, что несколько месяцев назад он помог ему освоить какую-то компьютерную премудрость. Я отметила в листке, и только потом, уже у себя в кабинете, просматривая и систематизируя записи, сообразила, что не уверена в направленности реплики: папа научил подростка или подросток — папу?

Дошкольников учат все опрошенные. Чему же? Называю пункты в порядке убывания частотности:

— буквам и цифрам (начиная с года), читать, писать (готовят к школе);

— занимаются по всяким пособиям типа пазлов, развивающих центров для младенцев, лото, мозаик и т.п. (на мой уточняющий вопрос: «А чему все это учит?» получаю ответ: «Не знаю, но развивает, вообще. Мозги развивает, может быть?»);

— убирать за собой игрушки;

— английскому языку;

— гигиене, навыкам самообслуживания;

— избегать опасности: машин, открытых окон, злых дядей и пр.;

— кататься на всяких видах детского транспорта — велосипедах, самокатах, роликах и т.д.;

— меняться игрушками, не драться, вообще правильно общаться с другими детьми;

— социальным нормам, формальной вежливости («спроси, можно ли взять», «не забудь сказать спасибо», «попрощайся с тетей», «а где волшебное слово?» и т.д.);

— правильно обращаться (что можно, что нельзя, что он любит или не любит) с младшим братом или сестрой — младенцем.

Из массового — все. Понимаете, — все! Больше ничему детей-дошкольников массово не учат. Это только мне приведенный список кажется слишком коротким, а родительские приоритеты кажутся странными? Или и вам тоже?

[blockquote]Один папа на пикнике попытался научить семилетнего сына грести на лодке, но не преуспел [/blockquote]

Остальное — индивидуальные случаи.

Одна мама сказала, что учит шестилетнюю дочку ухаживать за хомячком, которого они недавно купили. Еще одна (к моему восторгу), что учит своих двойняшек говорить другим людям хорошее, потому что говорить гадости они и сами умеют. Бабушка на даче учит внука правильно поливать грядки и различать сорняки и культурные посевы. Один папа на пикнике попытался научить семилетнего сына грести на лодке, но не преуспел. Зато научил его добывать сок из березы, надрезая кору (на мой взгляд, лучше бы не учил). Еще в одной семье ребенка с пяти лет учат кататься на горных лыжах (я уточнила: «Вы сами или тренер?» — ответ: «Сначала — я сама»). Три мамы отметились обучением дочерей разным рукоделиям: плетение из резиночек, декупаж и керамика.

Теперь про детей среднего возраста, от 7 до 11 лет. Их-то родители чему-нибудь учат? Вполне. Опять же в порядке убывания частотности:

— уроки делать

— за собой убирать

(первые два пункта — с огромным отрывом от всего остального)

— помогать мне по дому

— считать деньги, понимать, что сколько стоит

— опасностям мира и как их избегать — делать покупки

— нормам поведения в обществе, в котором мы живем — что принято, что не принято.

— ухаживать за домашними животными, которых им же и завели

— вырабатывать свой стиль в одежде, понимать, что к чему подходит

Этот список, на мой взгляд, выглядит самым здоровым, но все равно слишком, слишком коротким!

Вот индивидуальные программы по этой возрастной группе. Один папа сам учит сына программированию. Одна мама — готовить сложные кулинарные блюда (десятилетняя девочка подтверждает и довольно долго перечисляет то, что она уже умеет готовить). Еще одна мама водит дочку (и иногда ее подругу) по городу и рассказывает ей об архитектурных достопримечательностях, но потом дочка, к сожалению, практически ничего не помнит. Еще одна семья пыталась заинтересовать сына изготовлением гербария, но он его делал только при условии, что потом — телефон с играми. Одна мама научила свою дочку и ее подруг нескольким «дворовым» играм с мячиком. Теперь девочки иногда в них играют. Еще одна пыталась научить дочь пользоваться поисковыми системами в интернете (ты сможешь найти все, что тебе нужно будет узнать), но обнаружила, что десятилетняя дочь уже умеет это делать чуть ли не лучше, чем мама. Одна бабушка пристрастила внука к судоку. Когда едут на дачу, в электричке наперегонки заполняют таблицы. Одна мама-православная и одна мама-иеговистка учат своих детей конфессиональным тонкостям и любить Христа.

[blockquote]Современные родители имеют время, силы и часто даже желание учить своих детей. Но они толком не знают чему и как [/blockquote]

Что мы имеем с гуся? Ничего условно естественно-научного. Фактически ничего про эмоциональную составляющую жизни. Нет песен и танцев (многие дети поют и танцуют, но их учат этому в соответствующих кружках). Почти ничего про конкретные навыки, полезное ремесло, способы познания.

Теперь возвращаюсь к идее моей подруги. Современные родители имеют время, силы и часто даже желание учить своих детей, особенно дошкольников и младших школьников. Но они толком не знают чему и как (зачастую их самих ничему не учили родители, занятые банальным выживанием в 90-е). Поэтому они концентрируются на самой алгоритмизируемой и понятной сфере (прямая ассоциация «учить — школа») — научить буквам, цифрам, читать, писать и т.д., зачастую попросту дублируя программу подготовительной группы детского сада и пары первых классов. Это совершенно неэффективно. Специализированные педагоги и психологи могут научить и многому другому, у них достаточно знаний и методик. Но чем меньше ребенок, тем естественнее для него многому обучаться именно у родителей, которые настроены именно на него, которые говорят понятно для него, знают его возможности, сильные и слабые стороны, к которым ему не надо специально приспосабливаться.

Выход: обучающие программы именно для родителей. Учить родителей, как и чему вообще можно учить детей имеющегося у них возраста. Причем учить не лекциями в интернете (или, во всяком случае, не только ими), а максимально конкретно: родители вместе с обучающим их персонажем сами идут и делают это. Переживают все эмоции в процессе, могут их проанализировать. Получают результат, расширяют свои горизонты, что-то вспоминают, чему-то заново учатся, задают вопросы. А потом уже проходят этот же путь вместе с ребенком, радуясь, общаясь и познавая, в том числе друг друга.

Вы скажете: да этого же навалом в интернете (мастер-класс для родителя по изготовлению с ребенком картины из окрашенной манной крупы и резинового клея) и вообще везде, тысячи «развивающих центров» зарабатывают себе на хлеб с маслом вот этим в том числе. Но я-то немного о другом. Научить родителя ходить с ребенком по лугу, называя травки и насекомых, рассказывая о жизни луговых обитателей, видеть других людей, опознавать их эмоции и составлять их портреты, понимать язык звериных и птичьих следов на прибрежном песке, сделать всем родным нужные им подарки на день рождения или Новый год — много вы знаете «обучалок-развивалок», где этому учат родителей или хотя бы их детей?

Думаю, идея неплохая. И я, кажется, знаю очень многих родителей, которые с удовольствием согласились бы всему этому учиться. Чтобы потом из рук в руки, от сердца к сердцу передать своим детям.