«Твин Пикс» в деталях. Эпизод 10: Мужчины против женщин
Возможно, когда-нибудь ученые (хотя бы британские, не будем капризничать) узнают все тайны линчевского способа рассказывать истории — например, значение странных сцен в конце эпизодов, перед финальной песней и титрами. Не исключено, что смысл некоторых так и останется загадкой: взять хотя бы Линча-младшего, в финале седьмой серии искавшего в дайнере Билли. Может быть, ближе к середине августа выяснится, что некий Уильям скончался в Твин Пикс от передозировки, но с таким же успехом это может оказаться милой семейной шуткой, понятной лишь посвященным. Неделю назад, когда в баре уже пели Au Revoir Simone, две девицы за столиком обсуждали каких-то зебр и пингвинов, что вполне может быть прозвищами клиентов борделя, где красотки работают в свободное от продажи бургеров время. Очень похоже, что Линч с Фростом готовили нас таким образом к десятому эпизоду, почти целиком посвященному женщинам и насилию.
[blockquote]Многие обвиняют Линча в мизогинии, но это упрощенный взгляд на вещи: возможно, он лишь хочет убедиться в прочности добра, которое символизируют, конечно, женщины[/blockquote]
В третьем сезоне мы как-то увлеклись решением ребусов и попытками угадать, когда же перестанет двоиться и троиться Купер, да и не только он: полтора Трумана, трое братьев Фуско, двое Митчумов, а также клонированные Кэнди, Мэнди и Сэнди усугубляют утомительное и никак не проходящее ощущение нетрезвости. (Сериал, конечно, называется «Твин Пикс», но количество близнецов, двойников и отражений иногда все-таки кажется чрезмерным.) Из-за этого порой забываешь, что история началась когда-то с убийства прекрасной и чистой девушки, которую много лет в прямом и переносном смысле насиловал весь этот милый городок. Женщины во вселенной Линча всегда страдают: их бьют, грабят, убивают, принуждают к сексу, им уродуют психику. Многие обвиняют режиссера в мизогинии, но это очень упрощенный взгляд на вещи: может быть, он просто наблюдает борьбу тьмы со светом и хочет убедиться в прочности добра, которое символизируют, конечно, женщины, — хочет знать наверняка, что это сияние не погаснет никогда и ни за что.
В десятом эпизоде эксперименты Линча проявились во всей красе. Для начала Ричард Хорн убивает чудесную толстую Мирам, которая так любила пироги и не жалела своей зарплаты учительницы начальных классов на чаевые. К сожалению, она оказалась не в то время и не в том месте, увидев, как Ричард сбивает ребенка, и описав все это в письме шерифу. Письмо чуть позже перехватывает Чэд, который, как мы уже поняли, на зарплате у местной мафии, а саму девушку начинающий наркоторговец избивает и пытается заместить следы, устроив взрыв бытового газа. При этом Мириам для него словно бы не существует: мы только слышим ее голос, едва различаем ее лицо сквозь дверное стекло, в котором гораздо лучше видно отражение Ричарда, и затем уже наблюдаем, как растекается лужа крови под ее телом. Сразу после этого приходит очередь Бекки: ее никчемный муж с остатками порошка в возмутительных усах недоволен тем, что она не требует повышения зарплаты. Позднее Ричард Хорн душит и грабит свою бабушку, не обращая внимания на дядю Джонни, который все-таки выжил после столкновения со стеной, и чудовищного говорящего медвежонка с лампочкой в банке вместо головы. В казино «Серебряный мустанг» страдает, вроде бы, мужчина, — Кэнди, охотясь на муху, случайно бьет одного из братьев Митчум пультом по лицу, — но ее горькие рыдания по этому поводу и вопросы, как он сможет любить ее после этого, говорят, скорее, о том, что жертвой психологического насилия долгое время была именно она. Напоминают нам и о темной истории взаимоотношений куперовского двойника с Дайан: несмотря на то, что между ними явно произошло что-то нехорошее, она получает от бывшего босса эсэмэски и держит его в курсе расследования.