
От Набокова к смартфону. Пустота и бездны «Эмоджи фильма»
Утром 17 августа, в день российской премьеры, «Эмоджи фильм» с рейтингом 1,9 занимал на сайте imdb.com почетное девятнадцатое место с конца — среди картин всех времен и народов. Даже у мексиканского трэша 1958 года «Ацтекская мумия против человекоподобного робота» средняя оценка 2,7 балла, и надо, кажется, очень постараться, чтобы оказаться хуже картины с таким названием.
На самом деле фильм, конечно, не так плох. Откровенно говоря, он вообще неплох, если, разумеется, не ожидать от него слишком многого. Потому что главная проблема «Эмоджи» — это наши ожидания. Дело даже не в том, что все надеялись на появление новых «Ральфа», «Головоломки» или «Лего», хотя анимационные хиты последних лет действительно высоко подняли планку. Дело в тех фильмах, которые родились в нашем воображении, когда мы узнали, что на экраны выходит картина о приключениях эмоджи внутри смартфона.
По сюжету эмоджи Джин, который появился на свет, чтобы демонстрировать единственную эмоцию — скуку и безразличие, живет в телефоне мальчика по имени Алекс и только начинает свою трудовую жизнь, когда выясняется его полная профнепригодность: он не может сохранять одно выражение лица, поэтому то смеется, то заливается слезами, ставя в тупик получателей сообщений. Прихватив с собой напарника — жизнерадостную пятерню, хрестоматийно-глуповатого сайдкика главного героя, — Джин отправляется на поиски хакера, который мог бы его перепрограммировать и снова сделать полезным членом общества. Хакер оказывается девушкой, дорога во взрослую жизнь — полной опасностей, история — пустой и скучной.
[blockquote]Случайная выдумка писателя превратилась сегодня в огромный мир, населенный рожицами разной степени кривизны, сердечками, поцелуями и пельменями[/blockquote]
А все могло бы быть, выражаясь словами поэта, совсем не так. В США «Эмоджи» вышел на экраны еще в июле, спустя ровно сорок лет после смерти Набокова. Писатель, избегавший устных интервью и не всегда уверенный в способности журналиста угадать в письменном ответе шутку, фантазировал: «Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку — какую-нибудь закорючку, или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос». Даже странно, что до сих пор не появилось эмоджи, изображающее Набокова: старик с сачком и узловатыми коленками, распятая бабочка, а еще лучше ее куколка — бледненькая, легонькая, под глазами синева. Случайная выдумка писателя превратилась сегодня в огромный мир, населенный рожицами разной степени кривизны, сердечками, поцелуями и пельменями. «Эмоджи фильм» мог бы стать картиной про эту новую действительность, где люди общаются друг с другом не с помощью выцветших поношенных слов, а на языке чувств и эмоций, языке, не знающем границ и еще даже не нащупавшем своих пределов.