Ольга Пастернак /

/ Париж

Сергей Дрезнин прописал «Кабаре Терезин» в Париже

В столице Франции спектакль уже показывали в мае, а теперь он постоянно обосновался в программе Театра Мариньи. «Кабаре» создан на основе чудом сохранившейся музыки, написанной узниками концлагеря Терезиенштадт, и собирает полные залы

Фото: theothea.com
Фото: theothea.com
+T -
Поделиться:

Нацисты устроили в чешском Терезиенштадте образцово-показательное гетто. Сюда были свезены еврейские композиторы, музыканты, актеры, режиссеры, художники, балетмейстеры, дирижеры и певцы — общественность западных стран должна была убедиться, что евреям в оккупированных Германией странах ничего не грозит.

Для самих же узников, которым была навязана насыщенная культурная жизнь — поставленные своими силами спектакли и концерты — искусство было единственно возможной формой сопротивления. И если некоторые музыкальные произведения, созданные в концлагере (вроде детской оперы «Шмель» Ганса Красы и «Императора Атлантиды» Виктора Ульманна), европейской публике уже знакомы, то песенки для кабаре вновь увидели свет только благодаря создателям нынешнего спектакля.

Капустники в исполнении звезд кабаре Праги, Вены и Берлина 40-х, джазовые номера и сатирические скетчи на глазах у нацистов — это и было кабаре «Терезин».

В конце 1943 года нацисты решили опровергнуть слухи о лагерях смерти и пригласили в Терезин представителей Красного Креста. К приезду комиссии в гетто открыли магазины, кафе, банк, детский сад и школу. Чтобы ликвидировать перенаселенность, тысячи узников Терезиенштадта отправили в Освенцим, а оставшимся тщательно объяснили их роли.

Заключенный Курт Геррон (в 1930-м он играл вместе с Марлен Дитрих в «Голубом ангеле») снял пропагандистский фильм «Новая жизнь евреев под защитой Третьего Рейха», известный и как «Фюрер дарит евреям город». После окончания работы над агиткой Геррона тоже отправили в Освенцим.

Несмотря на прекрасную музыку и мастерство актеров, во время представления невозможно забыть о том, что все авторы этих песен закончили свой путь в Освенциме. Актеры шутят, поют и танцуют, как и шутили, пели и танцевали узники Терезина, в котором единственным запрещенным жанром была трагедия. «Кабаре Терезин» — это история победы духа над любыми обстоятельствами.

Идея спектакля возникла у Сергея Дрезнина так: «В 1992 году в Вене, где я тогда жил, я познакомился с Александром Вехтером, который рассказал мне историю своего дяди, погибшего в этом самом "привилегированном" лагере Терезиенштадт. Александр оказался актером. Что нам оставалось делать? Вот мы и сделали спектакль».

После спектакля Дрезнин пригласил всю труппу к себе домой — отпраздновать успех:

А когда участники спектакля разошлись, его режиссер рассказал мне, что мелодию, под которую артисты «Кабаре» исполняют свой заключительный номер, написал его отец, который и композитором-то не был:

Министерство образования Франции приняло решение оплачивать школьникам и студентам билеты на дневные представления «Кабаре Терезин». Его уже играли в Вене и на Бродвее. Возможно, когда-нибудь Сергей Дрезнин поставит его и в Москве — спектаклем заинтересовались актриса Евгения Симонова и продюсер Давид Смелянский.

Комментировать Всего 2 комментария
Сережа! С Премьерой! Рада, что все прошло блестяще, да по другому и не могло быть. И...еще раз спасибо!

Поздравляю Сережу от всего сердца. Прекрасная, талантливая, достойная всяких похвал работа. Прочитав о том, что покорен Париж, вспомнил о премьере в Нью-Йорке. Я нашел свою рецензию на манхэттенские спектакли. Это было почти девять лет назад. Для полноты картины: http://www.gkatsov.com/articles/articles_Dreznin.html