Сегодня, как это обычно бывает в конце декабря, журнал Science вывесил свой новогодний рейтинг главных открытий года, Breakthrough of  the Year. Победитель — действительно крутое исследование, и среди состязавшихся есть несколько интересных, но как отец и мыслитель, лично я присуждаю победу коллективу палеонтологов. Судите сами.

Дэвид Вероккио (David Verrocchio) уже десять лет находит и изучает гнезда динозавров из рода троодон (Troodon) в штате Монтана, США. Его новая находка сама по себе замечательна: гнездо метр в поперечнике, с высокими глиняными стенками, 24 яйца — одно к одному (а точнее парочками, почему так —  объясню чуть ниже). Но настоящую сенсацию представляют собой кости взрослой особи, которая эти яйца насиживала: она оказалась... самцом.

Доказательство: у всех, кто откладывает яйца, в длинных костях конечностей есть не только костный мозг, но и особая губчатая ткань — резерв кальция, для скорлупы. Кости наседки, найденной авторами открытия, не содержали такой ткани — значит, это был самец.

Почему это так важно? Дело в том, что среди потомков динозавров — птиц —  у большинства видов самцы принимают активное участие в выкармливании выводка — теперь делается ясно, что это очень древняя история. Тут еще очень на руку, что как раз у наседки из Монтаны, троодона  — близкого родственника птиц — даже мозг такой же крупный, как у пернатых (у динозавров мелкий), и размеры яиц относительно тела почти такие же крупные, как у птиц (у динозавров яйца маленькие). Отсюда главный вывод: у птиц с самого начала именно самцы играли ключевую роль в воспитании потомства. Все отклонения от этих схем вторичны, то есть более поздние.

Единственное, что отличает гнездо троодонов от птичьего — парная откладка яиц. Скорее всего, самец величаво сидел на гнезде, а разные самки подходили к нему и откладывали по одному яйцу из каждого яичника — итого два. Отец набирал 1-2 дюжины яиц от разных самок за несколько недель и только тогда начинал высиживать — чтобы синхронно вылупились троодончики (так делают сегодня самцы страусов нанду). У птиц же есть только один яичник (для облегчения тела — необходимо для полета), и поэтому нет таких парных откладок.

Во всех учебниках говорится, что птицы — одна из главных вершин эволюции жизни на Земле. Сегодняшнее открытие — сильный аргумент в пользу такого взгляда. Ведь получается, что птицы — эти сверхпрогрессивные  воздушные создания, оказываются с самого начала совершенны в главном: роли отцов в воспитании детей. Кстати, сексуальность людей как раз тем и отличается от человекообразных обезьян, что у нас высок вклад самца в воспитание потомства. Правда, наша схема сложнее: она включает в себя и долгосрочные пары, и довольно вероятные побочные интриги. Про это в разделе «Кафедра» была интересная лекция — вот тут.

Все, я пошел: дочь пищит и требует внимания. Подозреваю, дело в памперсе, а там уж и обед, и почитать вслух. Поэтому я не успею прочитать про перепрограммируемые клетки у пациентов с болезнью Паркинсона, про кино о движении 16 тысяч клеток в эмбрионе рыбки данио в первый день после зачатия и про огромное количество новых планет, которые астрономы теперь могут наблюдать в особые телескопы. Но, может быть, еще кто-то успеет — тогда напишите, что вам больше понравилось в перечне Science 2008 Breakthrough of the Year?