Я хочу высказать свое мнение по поводу этого изменения финансирования отечественного кино путем прямого финансирования крупных компаний, в ущерб Министерству культуры.

За последние 10 лет появилось некоторое количество хороших русских фильмов. Если бы не Министерство культуры, их бы не было вообще. Да, оно финансировало не только удачные или просто качественные проекты. Однако и те крупные компании, которые сейчас претендуют на средства фонда, очень часто ошибались. То, что происходит сейчас, — это попытка непорядочных людей (тех, кто уничтожил Музей кино, или тех, кто пытался забрать территорию Дома ветеранов сцены в Петербурге) получить дополнительные средства на свои неэффективные коммерческие проекты за счет отечественной мультипликации, документального и авторского кинематографа. Но через 20-40 лет тех, кто сознательно финансово душил таких художников, как Юрий Норштейн или Андрей Хржановский, либо новую русскую волну в кино, историки будут презирать.

От этого решения российскому кино лучше не будет, скорее наоборот, оно ведет к развалу отечественной киноиндустрии. Самое главное во всей этой истории — непонятно, по какому принципу был сформирован правительственный совет, разработавший новую схему финансирования отечественного кино. Дело в том, что это решение не только не отражает потребности большей части работников киноиндустрии, оно отражает мнение одной их части, которая конфликтует с другой. Эта система непрозрачна, поэтому она не может и не будет работать. У нас работает схема: кто добрался до правительства, тот и выиграл. Так культура работать не может. Я глубоко убежден, что это решение принято руководством страны на основе предвзято поданной информации. Почему-то огромное количество вменяемых людей из киноиндустрии в правительственный совет не вошло — исключительно из-за плохих отношений с Никитой Михалковым. Зато вошли люди, которые либо в последнее время сняли очень дорогие фильмы и не уверены, что вернут деньги, либо сделали себе киностудии с сомнительным сроком окупаемости. И им просто нужно получить деньги от государства. То есть на самом деле это решение необходимо части крупных функционеров, чтобы рефинансировать свои риски.

В итоге получится, что огромному поколению кинематографистов между 20 и 40 годами, которым раньше казалось, что, даже снимая недорогие фильмы, можно снимать хорошее кино, пойти будет некуда. И людям, с которыми они работали, тоже. Поэтому небольшая часть из них продолжит снимать, а другая либо погибнет, либо маргинализируется. Совершенно понятно, что никому их судьба не интересна.