По данным газеты «Ведомости», вопрос о выделении частот для организации микросетей сотовой связи GSM на самолетах включен в повестку заседания Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) 19 февраля. Это подтвердили и в Минкомсвязи, отметив, что планируемое решение связано с планами российских операторов создать отдельные сотовые сети для обслуживания пассажиров в небе. Эту информацию подтверждают также источники «РБК Daily».

Первой российской авиакомпанией, не требующей от своих пассажиров отключать мобильники на борту, может стать национальный перевозчик «Аэрофлот». Источник «Ведомостей» в компании сообщил, что в Минтранс уже направлена просьба разрешить «Аэрофлоту» в порядке эксперимента предоставлять пассажирам доступ в Интернет и услуги голосовой связи. Возможно, что на некоторых рейсах сервис начнет работать уже в этом году. А вот Кирилл Алявдин из авиакомпании S7 выразил сомнение в целесообразности введения такой услуги, так как разговоры по мобильнику будут раздражать других пассажиров, организация такого сервиса обойдется авиакомпаниям дорого, а доход принесет небольшой.

Как напоминает издание, крупнейшие авиакомпании мира (Delta, Air France, Lufthansa, Emirates Airlines) уже разрешают пассажирам пользоваться мобильным телефоном на борту. Операторами связи в этих случаях выступают компании Telenor Mobile Aviation и OnAir Switzerland Sarl; с 2008 года российский «Вымпелком» предлагает роуминг в этих сетях, прося за минуту разговора от 69 до 129 рублей, а за SMS — 19 рублей.

Представитель «Вымпелкома» Ксения Корнеева заявила «РБК Daily», что для полноценного развития этого сегмента связи в России необходимо решение множества технических и юридических вопросов. Как отмечает газета, чтобы начать оказывать услуги связи в небе, разрешения ГКРЧ будет недостаточно. Потребуется также внести поправки в транспортное законодательство в части, регламентирующей провоз и размещение оборудования, в таможенное законодательство и другие нормативные документы.

Технические эксперты, опрошенные «Ведомостями», напомнили, что действующий сейчас запрет на пользование мобильниками в самолетах мотивирован тем, что во время взлета и посадки сигнал телефона может заблокировать связь экипажа самолета с наземными службами, а в полете привести к сбою в работе навигационной системы. Этих проблем можно избежать, если базовые станции, размещенные в салонах авиалайнеров, будут проходить тщательную проверку на электромагнитную совместимость с авиационной электроникой.