Вернувшись из Германии, Сергей Чобан рассказал клубу «Сноб» о своем проекте. При встрече первым делом он рисует схему третьего этажа Немецкого архитектурного музея, где и проходит выставка. «Это пространство создал знаменитый архитектор Освальд Матиас Унгерд, реконструировав старое здание музея в 1984 году», — поясняет Чобан.

Посреди экспозиционного зала стоит небольшой стеклянный домик. В нем находятся коллекционные работы Чобана, а по стенам зала развешана его собственная графика.

Фото: dam-online.de
Фото: dam-online.de

Сергей Чобан не зря начинает разговор с описания музея. Они с куратором Евой Марией Баркхофен, ведущим специалистом по архитектурной графике в Европе, давно задумали эту выставку, но никак не могли найти для нее подходящего пространства. Интерьер франкфуртского музея их полностью удовлетворил.

По мнению архитектора, художественная мысль развивается во времени, как круги расходятся по воде. По той же логике устроена сама экспозиция: «Собирательство архитектурных рисунков и мой интерес к первоисточникам — это первый круг от упавшего в воду камня. Поэтому коллекционные работы находятся во внутреннем пространстве, совершенно автономно, без прямых связей с тем, что я делаю. А в большем круге, во внешнем пространстве, представлено то, что я делаю сам, то, к чему меня привел интерес к исторической архитектурной графике».

Для Чобана как коллекционера и как художника самостоятельность архитектурной графики как вида творчества бесспорна. Его раздражает дискуссия о том, заменяет ли компьютер рисунок, сделанный от руки. «Я знаю очень хороших архитекторов, которые никогда не рисовали, и знаю хороших архитекторов, которые продолжают рисовать. Изначально были чертежи и перспективы, а параллельно существовали так называемые архитектурные фантазии. Например, фантазии Кваренги, — поясняет он, листая выставочный альбом, — сильно отличаются от того, что он делал как архитектор. Этот мир интересен сам по себе».

По словам Чобана, та же идея самоценности архитектурной графики лежит в основе созданного им фонда «Музей архитектурного рисунка». Коллекция собиралась не ради перепродажи: «У меня нет цели покупать работы, которые со временем станут дороже. Просматривая каталоги аукционов, я сначала смотрю на сами работы, и только если что-то меня заинтересует, обращаю внимание на имя, но не наоборот. Так я узнал многих очень интересных художников».

Дмитрий Ханкин приехал во Франкфурт специально на открытие «Архитектурных миров»: «Выставка хорошая, очень умно сделанная. Из своей коллекции Чобан показал упоительно красивого Кваренги, очень красивого Юбера Робера, рисунки Жак-Луи Давида, замечательные, прямо восхитительные его рисунки донаполеоновского периода, еще были две петербуржские перспективы Махаева. Это отлично собранная история. Я был рад убедиться, что мой товарищ — отличный художник, не потерявший в многолетней суете, в которую он вовлечен, ни грамма умения. Он очень крутой рисовальщик и прекрасный архитектор».

Выставка продлится до 14 марта.