/ Москва

Сергей Чобан показывает свои «Архитектурные миры»

Во Франкфурте Сергей Чобан представил работы знаменитых художников XVIII-ХХ веков и собственные рисунки. Своей выставкой он стремится показать, что архитектурная графика — самостоятельный вид искусства, а не прикладная дисциплина

Участники дискуссии: Ася Чачко
Иллюстрация: Сергей Чобан
Иллюстрация: Сергей Чобан
+T -
Поделиться:

Вернувшись из Германии, Сергей Чобан рассказал клубу «Сноб» о своем проекте. При встрече первым делом он рисует схему третьего этажа Немецкого архитектурного музея, где и проходит выставка. «Это пространство создал знаменитый архитектор Освальд Матиас Унгерд, реконструировав старое здание музея в 1984 году», — поясняет Чобан.

Посреди экспозиционного зала стоит небольшой стеклянный домик. В нем находятся коллекционные работы Чобана, а по стенам зала развешана его собственная графика.

Фото: dam-online.de
Фото: dam-online.de

Сергей Чобан не зря начинает разговор с описания музея. Они с куратором Евой Марией Баркхофен, ведущим специалистом по архитектурной графике в Европе, давно задумали эту выставку, но никак не могли найти для нее подходящего пространства. Интерьер франкфуртского музея их полностью удовлетворил.

По мнению архитектора, художественная мысль развивается во времени, как круги расходятся по воде. По той же логике устроена сама экспозиция: «Собирательство архитектурных рисунков и мой интерес к первоисточникам — это первый круг от упавшего в воду камня. Поэтому коллекционные работы находятся во внутреннем пространстве, совершенно автономно, без прямых связей с тем, что я делаю. А в большем круге, во внешнем пространстве, представлено то, что я делаю сам, то, к чему меня привел интерес к исторической архитектурной графике».

Для Чобана как коллекционера и как художника самостоятельность архитектурной графики как вида творчества бесспорна. Его раздражает дискуссия о том, заменяет ли компьютер рисунок, сделанный от руки. «Я знаю очень хороших архитекторов, которые никогда не рисовали, и знаю хороших архитекторов, которые продолжают рисовать. Изначально были чертежи и перспективы, а параллельно существовали так называемые архитектурные фантазии. Например, фантазии Кваренги, — поясняет он, листая выставочный альбом, — сильно отличаются от того, что он делал как архитектор. Этот мир интересен сам по себе».

По словам Чобана, та же идея самоценности архитектурной графики лежит в основе созданного им фонда «Музей архитектурного рисунка». Коллекция собиралась не ради перепродажи: «У меня нет цели покупать работы, которые со временем станут дороже. Просматривая каталоги аукционов, я сначала смотрю на сами работы, и только если что-то меня заинтересует, обращаю внимание на имя, но не наоборот. Так я узнал многих очень интересных художников».

Дмитрий Ханкин приехал во Франкфурт специально на открытие «Архитектурных миров»: «Выставка хорошая, очень умно сделанная. Из своей коллекции Чобан показал упоительно красивого Кваренги, очень красивого Юбера Робера, рисунки Жак-Луи Давида, замечательные, прямо восхитительные его рисунки донаполеоновского периода, еще были две петербуржские перспективы Махаева. Это отлично собранная история. Я был рад убедиться, что мой товарищ — отличный художник, не потерявший в многолетней суете, в которую он вовлечен, ни грамма умения. Он очень крутой рисовальщик и прекрасный архитектор».

Выставка продлится до 14 марта.

Комментировать Всего 1 комментарий
Сергей Чобан показывает в Пушкинском музее свою коллекцию архитектурной графики

После выставки во Франкфурте Чобан привез свою коллекцию в Москву. Выставка называется «Золотой век архитектурной графики», там собранно около 50 листов архитектурной графики XVII — первой половины XIX веков. Среди прочего работы венецианского художника Каналетто, рисунок Джованни Баттисты Пиранези, графика Жака-Луи Давида, очень много работ архитекторов, работавших в России: Джакомо Кваренги, Винченцо Бренна, Огюста Монферрана.

Вот что Сергей Чобан, который и сам прекрасный рисовальщик, рассказывает про свою коллекцию:

Сергей Чобан давно уже затеял создать отдельный музей архитектурной графики. Теперь все разрешения на строительство получены, и к началу 2012 года в Берлине появится новое музейное здание по проекту Чобана.

Там будут выставляться рисунки из его собрания и гостевые коллекции. «Мы сделаем выверенный свет, выверенные климатические условия, которые позволят крупным музеям выставлять свою архитектурную графику, которая сейчас нигде не выставляется из соображений сохранности», — говорит Чобан.

Выставка открыта до 12 декабря 2010 года.

Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва, улица Волхонка, 12.