Эмоциональный интеллект

Новые исследования показывают: неожиданно большое количество современных детей плохо читают лица. Неумение распознать самые базовые эмоции и правильно отреагировать — основная причина проблем в общении. Эмоциональный интеллект — область, хорошо изученная антропологами, психологами и даже зоологами, — может пригодиться и родителям

Фото: AFP/East News
Фото: AFP/East News
Кадр из фильма "Кто подставил кролика Роджера?"
+T -
Поделиться:

Исследователи из чикагского медицинского центра (Rush University Medical Center) оценили эмоциональный интеллект детей от 4 до 17 лет. Многие дети оказались не способными ответить, доброе или злое лицо изображено на картинке, отличить на видео «деловую» походку от «неторопливо-прогуливающейся», объяснить мотивацию героев рассказа такими словами, как, например: «Она сказала это потому, что не хотела его обидеть».

Дети реагируют на выражение радости и тревоги на лице матери с 4 месяцев, начинают улыбаться в ответ на улыбку и беспокоиться, когда мать хмурит брови. Мамы инстинктивно обучают своих малышей, утрированно демонстрируя эмоции. Причем выражения лиц легко узнаваемы и не зависят от культуры, в которой растет малыш.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
На фотографии две китаянки и две англоговорящие мамы посылают своим малышам одинаковые по эмоциональной окраске сигналы

Преувеличенные эмоции изображают и детские мультфильмы: расширенные от ужаса глаза или рот, огромная улыбка — все это должно помочь детям понять замысел сценариста. Художники-мультипликаторы рисуют то, что называется в поведенческой науке «ключевые стимулы», привлекая внимание именно к тем образам, которые несут информацию об эмоциональном состоянии героя.

На умении понимать чувства других и выражать собственные базируется социальная компетентность, то есть умение жить в группе. А с помощью оценки эмоционального интеллекта можно понять, почему здоровые дети с высоким уровнем умственного развития оказываются изгоями в обществе сверстников.

Я связалась с доктором Маккейном, чтобы узнать подробности его исследования. Дети по природе склонны разглядывать лица, с возрастом все лучше понимая, что чувствуют люди и как это отражается на их лицах, рассказывает он. Этого навыка лишены, например, дети, страдающие аутизмом: не разглядывая лица, они теряют очень много социально важной информации.

Результаты тестирования эмоционального интеллекта, продолжает Маккейн, совпали с мнением учителей и родителей о способностях ребенка регулировать свое поведение. «Чем лучше ребенок учится социально-эмоциональным навыкам, тем выше родители и учителя оценивают его социальное поведение, способность к кооперации и уверенность в себе. В США и, подозреваю, в других странах 10-13% детей не принимаются сверстниками. Нарушения в общении — это фактор риска для их учебы и психического здоровья».

Как же обычный родитель может понять, что у его ребенка проблемы с общением? Доктор Маккейн приводит примерный список нарушений: «Если ребенок жалуется, что его дразнят, задирают или просто оставляют вне игры, если ребенок часто ссорится с друзьями или жалуется на одиночество, если его не приглашают в гости или не принимают его приглашения — это плохие знаки. Нужно исследовать ситуацию. Возможно, понадобится подробное обучение ребенка социальным навыкам и разбор сложных ситуаций».

C точки зрения этологии детеныши учатся языку своего вида от взрослых сородичей, а не от других детенышей. Взрослые животные заставляют малышей бесконечно повторять ритуалы приветствия, проигрывать сигналы примирения и подчинения. Мы в этом плане не так уж отличаемся от животных, постоянно напоминая детям, что надо говорить тете «здрасте, спасибо и пока-пока». Но если в каменном веке дети проводили большую часть времени под ногами или на спинах у взрослых и росли в разновозрастных группах, то теперь они нередко проводят день в компании тех, кто в лучшем случае лишь немного опережает их по социальным навыкам.

Комментировать Всего 6 комментариев

Очень интересно!

Я в юности читал работы зоолога Ирениус фон Эйбл-Эйбесфельдта (http://en.wikipedia.org/wiki/Iren%C3%A4us_Eibl-Eibesfeldt) . Позанимавшись коралловыми рыбками, он переключился на людей, и посвятил многие годы изучению человеческой мимики. Отснял и обработал километры кинопленки, отражающей жизнь различных этнических групп.

Мамы - если их не коснулась цивилизация, отлично понимают, что умение отстаивать свое право на обладание какой-то ценностью важно также, как и умение дарить и делиться, как и умение просить. Когда малышка новогвинейского племени эйпо пытается силой отобрать пирог у своего братика, он отталкивает ее. Тогда мудрая мать разламывает пирог пополам и обе половинки отдает сыну. Девочка, соблюдая право брата, просит желанное лакомство, и брат охотно с ней делится. Вот так можно научить эмоциональному интеллекту.

Да, это замечательная история. Не знаю, может у меня проблемы с эмоциональным интеллектом, но первое, что мне пришло в голову - что мать разделит пирог между детьми.

Но если бы она это сделала, то продемонстрировала 1) превосходство силы, 2) свое неуважение к сыну, 3) уверенность в том, что ее сын не способен сам поделиться, а дочь - использовать другую стратегию.

А для тебя (как для человека, воспитывавшегося в то же время и в той же стране, что и я), как было бы естественнее поступить?

Я бы уговаривал поделиться - но постарался бы сделать так, чтобы смягчить чувство потери - иначе, если потеря горька, это ничему не учит. Я бы раздобыл еще кусок, или отвлек бы всех игрой.

Соглашусь с коллегами, что эмоциональный интеллект крайне важен для жизни человека.

Умение понять мотивы и чувства другого человека необходимы для успешной социальной адаптации.

Народная мудрость именно об этом: "Ласковый теленок двух маток сосет".

А еще об это и риторический вопрос: "Если ты такой умный, почему такой бедный?"

С позиций нейропсихологии ответ на него очевиден. Плохо работают зоны мозга, отвечающие за эмоциональный IQ.

Многие органические или функциональные заболевания объективно этот E-IQ снижают: эпилепсия с височными очагами, дефицит зеркальных нейронов при некоторых формах аутизма и т.п.

"С позиций нейропсихологии ответ на него очевиден."

В годы моей учебы на кафедре зоологии позвоночных на практикуме у студентов как-то обнаружилась крыса с "перепутанными" сосудами, ее единственная дуга аорты была правая (а не левая, как у всех млекопитающих). Это было взрослое животное, которое, при таких внутренних нарушениях, по поведению ничем не отличалось от других животных. Я это к тому, что сильное органическое поражение мозга несомненно снижает эм.интеллект (или приводит к полному его отсутствию), но незначительные отклонения в работе мозга должны были бы компенсироваться и попадать в "норму реакции" - т.е. в нашем случае дети бы говорили: "Он немножко псих, но мы его любим".

Если бы ребенку Ваших друзей одноклассники объявили бойкот, Вы правда посоветовали бы его родителям проверять его мозги? Или предложили бы отправить в какую-нибудь спортивную секцию или турклуб?

Воообще-то способность к социальной коммуникации имеет нормальное распределение  в популяции   и если уж ребенок попадает в крайние 5-10%  то навряд ли стоит его переделывать.  Это как левшу переучивать на правую руку.

Проще сделать так чтобы эту функцию ( социальной коммуникации в группе)  выполнял за него кто-то другой.... что-то типа платного друга-тренера.  Таким образом даже  некоторых аутистов у нас тут успешно устраивают на работу ( в паре с тренером  который берет на себя многие   коммуникативные функции  с коллегами и с начальством)

Ну и профессию нужно подобрать соответствующую .... не требующую сложной социальной коммуникации.