GettyImages-596183810.jpg

Елена Черногорова: Ваша очередь. Почему мы стали чаще ходить в музеи

Редакционный материал

Очередь в музей — один из самых удивительных культурных трендов последних лет. Никогда еще картины Серова, Айвазовского, Караваджо и Рафаэля не привлекали к себе столько внимания. К ажиотажу не был готов никто: ни организаторы, ни посетители, ни те, кто потом читал новости о сломанных входных дверях Третьяковки. Искусствовед Елена Черногорова объясняет, почему сегодня стремление приобщиться к искусству становится привычкой и способом примириться с реальностью

7 декабря 2017 16:57

Забрать себе

Министерство культуры заявляет: посещаемость музеев за последние четыре года увеличилась на 41%. Наш президент говорит, что в 2016 году музеи посетили 120 миллионов человек. Цифры запредельные, причем в очередях стояли все: от студентов до пенсионеров. Что же с нами происходит? Почему нам сегодня так важно увидеть полотна великих художников?

Немного математики. Сегодня более 90 процентов информации, передаваемой в наш мозг, является визуальной, и такая информация перерабатывается в 60 тысяч раз быстрее, чем текст. Мы постоянно пытаемся отличить некачественную информацию от авторитетной, пропуская рекламные объявления и запоминая инфографику с тренингов. Насколько важна для нас визуальная информация, признанная экспертами всего мира, оцененная в миллионы долларов, доступная для каждого в музее? Это первое, над чем можно подумать в очереди на выставку Серова.

Еще один аргумент — стоимость предметов искусства. «Вау-фактор» заставляет нас благоговеть перед долларовыми купюрами на стенах, а чем старше картина, тем больше этих купюр. Какие только издания не написали про недавнюю продажу картины Жана-Мишеля Баския за 110 миллионов долларов. А про покупку работы Леонардо да Винчи из коллекции российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева за почти полмиллиарда слышали? Хотелось бы его вживую посмотреть? Конечно, эта причина — не краеугольный камень похода в музей, но в нашем обществе потребления мы не можем не обращать внимания на ценник. Кстати, аукционный дом Christie’s сыграл на нашей алчности и выложил в сеть видео, якобы со скрытой камеры, где люди смотрят на «Спасителя мира» руки великого мастера. Поверили?

Теперь посмотрим, как глубоко вошло творчество в нашу жизнь. Нам только кажется, что мы в нем никак не участвуем. Каждый день мы выражаем себя в социальных сетях, занимаясь литературой, фотографией, поэзией, изобразительным искусством. Нас больше не «жарят трамвайные передряги», как в песне «Мумий Тролля» образца 1997 года, «нас быстрей выводит» отсутствие лайков. Пост в фейсбуке или блог на «Снобе», фото в инстаграме, короткий твит, коллаж на «Пинтересте». Вы знали, что каждую минуту на youtube.com загружается около 300 часов видеоматериала? Мы постоянно обмениваемся нашими личными творениями с другими людьми, для нас привычно оценивать работы людей лайками и эмоджи. Если раньше искусство нужно было только уважать, внимательно слушая экскурсовода и запоминая бесконечные факты из жизни художников, то теперь наша «профессиональная некомпетентность» — не проблема. Мы не боимся высказать свое мнение.

Нынешние молодые люди стоят в совсем других очередях: прежде всего это «дропы» брендов всех сегментов — от люкса до ширпотреба

С развитием соцсетей связано и наше стремление вести наиболее активную жизнь, иначе откуда постить фото? И что обсуждать? Чем больше информации в соцсетях и других интернет-источниках о событии, тем больше людей на него идет, просто чтобы быть в курсе. Прекрасные художники Серов и Айвазовский всем близки по радостным воспоминаниям из детства, поход на их выставку не требует разбора политического контекста и экономического кризиса. И здесь есть еще одна хитрость. В наших постах мы всегда хотим казаться лучше, умнее, красивее, успешнее. И если в обществе юбилейная выставка великого художника воспринимается как событие для интеллектуалов, там нам и место.

Вообще «великое стояние» у нас в крови. Мы можем долго вспоминать исторические примеры времен СССР, но не менее интересен феномен очереди у молодежи. Она теперь воспитывается «дропами» брендов всех сегментов — от люкса до ширпотреба. Только сейчас, ограниченная серия, успей купить первым и попади в элиту — ты же не такой, как все! Мы видели много примеров: первый день продаж нового iPhone, кроссовок от Канье Уэста, а давка на «дропе» коллекции Balmain x H&M даже закончилась легкими травмами. В конце концов, постоять в очереди — вполне себе развлекательный процесс. Мы социализируемся, чувствуем себя объединенными одной целью. Мы толпа, но едины в порыве за индивидуальностью!

И наконец, при чем здесь искусство? Я подобралась к самому важному, на мой взгляд, аргументу. Каждый день мы читаем новости про отсутствие экономической стабильности, компьютерную революцию, войны, странное и очень туманное будущее, в котором любая цель достигается крайней жестокостью. Без позитивных визуальных образов человек может погрузиться в депрессию. Как выжить в неспокойном мире? Надо найти в себе возможности преодолевать конкретные страхи, рисуя в голове надежду. Людям нужна визуализация прекрасного в жизни, а в тяжелые времена она нужна как никогда. Как говорил художник и теоретик искусства Элий Белютин, «когда мы задавлены властью и обществом, все, что у нас остается, — это наш внутренний мир». Сегодня мы можем выбирать, что впускать туда, а что нет. И никакие очереди на морозе нас не испугают.

0 комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Войти Зарегистрироваться

Новости наших партнеров