Дмитрий Борисов: Надо очистить города от бездарной рекламы

Британский «мозговой центр» «Компас» — политическая группа влияния, связанная с лейбористской партией — выступил с инициативой полного запрета рекламы в общественных местах и телевизионной рекламы, адресованной детям до 12 лет

+T -
Поделиться:
Подробнее

В докладе «Компаса» о влиянии рекламы на общество, опубликованном 15 февраля, подчеркивается, что потребление рекламы в свободном обществе должно быть свободным выбором граждан. Человек может включать или не включать телевизор, но он не может противостоять рекламе, обрушивающейся на него в общественных местах — с  билбордов на улице, в транспорте и так далее. Авторы доклада предлагают ограничить уличную рекламу витринами магазинов и запретить все другие ее формы, а также все виды «непрошеной» рекламы: product placement в кино и на телевидении, buzz marketing — вирусную рекламу, которая маскируется под подлинную и индивидуальную информацию, и рекламу в мобильных телефонах. Кроме того, доклад настаивает на необходимости полного запрета телевизионной рекламы, адресованной детям до 12 лет. Среди других предложений — обязательное указание авторов рекламы и введение специального налога на коммерческую рекламу, за счет которого можно было бы финансировать рекламу социальную.

Доклад левой группы опубликован в разгар британской предвыборной кампании. Тем не менее, как подчеркивает The Guardian, некоторые его положения — например, запрет рекламы, адресованной детям — поддерживают и консерваторы.

Митя Борисов

   На самом деле, я за введение подобного запрета. Это было бы неплохо сделать, но это абсолютная утопия, во всяком случае, в Москве и в Петербурге, в тех городах, которые я знаю в России. Потом нужно принять новые законы, поставить нормальных чиновников и сделать нормальные законы о внешней рекламе. Чтобы были нормальные архнадзор и рекламный надзор. Чтобы не происходил тот кошмар, который сейчас творится с моими любимыми, питерскими особенно, домами.

Но я думаю, что все это из области нереального. Представляете, в Нью-Йорке убрать всю рекламу. Нью-Йорк без рекламы — это не Нью-Йорк. В Лондоне есть места, которые настолько ассоциируются с рекламой через фильмы, через фотографии, что это уже часть города. По большому счету, никому она не мешает. А экономически я вообще не понимаю. Подобные предложение — это скорее такие лоббистские истории. Не думаю, что они всерьез озаботились детьми младше 12 лет. Какие причины там, зачем они хотят это сделать? Чтобы была свобода выбора у человека? Человек может не смотреть на это. А очистить наши города от катастрофически бездарной с точки зрения человеческой логики рекламы, конечно, надо.   

Комментировать Всего 9 комментариев

На самом деле, я за введение подобного запрета. Это было бы неплохо сделать, но это абсолютная утопия, во всяком случае, в Москве и в Петербурге, в тех городах, которые я знаю в России. Потом нужно принять новые законы, поставить нормальных чиновников и сделать нормальные законы о внешней рекламе. Чтобы были нормальные архнадзор и рекламный надзор. Чтобы не происходил тот кошмар, который сейчас творится с моими любимыми, питерскими особенно, домами.

Но я думаю, что все это из области нереального. Представляете, в Нью-Йорке убрать всю рекламу. Нью-Йорк без рекламы — это не Нью-Йорк. В Лондоне есть места, которые настолько ассоциируются с рекламой через фильмы, через фотографии, что это уже часть города. По большому счету, никому она не мешает. А экономически я вообще не понимаю. Подобные предложение — это скорее такие лоббистские истории. Не думаю, что они всерьез озаботились детьми младше 12 лет. Какие причины там, зачем они хотят это сделать? Чтобы была свобода выбора у человека? Человек может не смотреть на это. А очистить наши города от катастрофически бездарной с точки зрения человеческой логики рекламы, конечно, надо.

Позволю себе небольшой исторический экскурс. В Англии в момент появления рекламы художникам было западло работать на рекламу. Была какая-то анекдотичная история, когда художник, чью картину купили на рекламу, был исключен из Академии художеств. Художники не работали на рекламу ни при каких условиях. Поэтому английская реклама — текстуальная, смысловая, в отличие от французской, итальянской и любой другой, где все основано на картинке. И даже после того, как художники стали работать в рекламе, текстуальный контент был все равно важнее. Именно поэтому англосаксы до сих пор диктуют тон в рекламе, потому что все остальные отбрехиваются от контента картинками, а англичане — текстом, что сложнее.

Я думаю, что главная проблема, например, у нас — в соотношении на территории города количества коммерческой рекламы и рекламы социальной и культурной. И здесь задача состоит в том, чтобы снизить плотность коммерческой рекламы, передав часть поверхностей под социальную и культурную рекламу.

Есть страны, типа Швейцарии, которые очень грамотно регламентируют этот вопрос. Например, в Швейцарии механизм устроен так, что компания, покупающая поверхности для своей рекламы, покупает ровно такое же количество поверхности для рекламы социальной. Это позволяет швейцарским городом иметь тот вид, который мы видим сейчас. Я долго пытался с таким предложением пробиться в нашу мэрию, но тщетно.

А предложение ограничить рекламу для детей, конечно, правильное. Это абсолютное блядство — рекламу адресовать детям, потому что они очень восприимчивые потребители.

Мне эта идея очень нравится. Осознаем мы это или нет, реклама уже отравила наш мозг. Помните Москву без билбордов? Город был таким, каким должен быть. А сейчас он полон визуальной грязи. Словно западный мир напал на советскую архитектуру, и вот перед нами — следы расправы, визуальный мусор. Что касается запрета на рекламу для детей — я полностью «за». У меня дети вообще телевизор не смотрят по той простой причине, что даже если они смотрят мультфильм или кино, количество рекламы разъедает мозги в три секунды. И последствия этого необратимы. По крайней мере, когда я рос в 70-х годах в Москве, я рекламу не видел — вплоть до сознательного возраста, и, по-моему, мне это только пошло на пользу. «Воздержание» от телевизора куда более благоприятно влияет на человека, чем привыкание к рекламе с самого юного возраста.

Словосочетание "город без рекламы" у меня вызывает ассоциации с лукашенковским Минском. Грустное, унылое, клаустрофобичное зрелище. Было бы желательно, чтобы рекламу не размещали там, где ей не место (самый живой пример - здание на Триумфальной площали, прямо напротив Маяковского). Но чтоб совсем без рекламы... А что "торговлю двигать" будет? Да в стагнирующей британской экономике? Карл Маркс? :) да и запрещать собственнику дома размещать у себя на доме рекламу - тоже не честно как-то

Мне очень понравилось, как с этим в Омске управились, еще, надо сказать в 2002 году: они просто ввели местный большой налог на размещение рекламы в историческом центре. В результате там рекламы было вполне умеренное количество, и приемлемого качества. Правда не знаю, устоял ли у них этот порядок...

То количество рекламы, я уж не говорю о ее качестве, которое присутствует у нас в городе, зашкаливает за грань разумного. Но, с другой стороны, представляется довольно абсурдной и переходящей уже другую грань разумного идея вообще лишить города рекламы. Если каким-то людям информация о товарах и услугах настолько омерзительна, я думаю, что отсутствие рекламы их не спасет, потому что в любом случае эта информация останется на витринах магазинов и так далее. Наверное, людям, которым вообще не хочется получать никакой рекламы, стоит не только выключить радио и телевизор, но и уехать из города в тайгу, степь, пустыню, горы – в те места, куда еще костлявая и одновременно волосатая рука рекламы не добралась.

Если посмотреть на дореволюционные фотографии нашего тогда еще прекрасного города Москвы, можно заметить, что количество вывесок и самой разнообразной рекламной информации было огромным. Нам сейчас довольно сложно понять, насколько оно было многоцветным, но то, что эти вывески гармонировали с архитектурой и были вполне изящными и привлекательными, это точно. Может быть, проблема не в перенасыщенности рекламой и прочими наружными безобразиями, а в их качестве?

Я бы с радостью убрал часть рекламы из города, но убрал скорее некрасивую, чем боролся бы против нее вообще. Мне кажется, реклама как способ информирования потребителя о чем-либо — если она сделана правильно — только помогает. Если она не лезет нагло в глаза, в окно автомобиля или в почтовый ящик, я бы ее оставил. Я уже углубляюсь в дебри теории, но товар, на рекламу которого затрачиваются значительные средства, у меня лично вызывает гораздо больше доверия, потому что, если люди тратят миллионы, чтобы сообщить мне, что есть такая зубная паста, им просто невыгодно производить ее плохо. Поэтому я бы все-таки ратовал за сохранение некоторого количества рекламы, в том числе и наружной, и скромно предложил бы не убирать всю рекламу, а оставить процентов 30 и сделать ее процентов на 100-150 лучше в эстетическом плане.

В качестве иллюстрации к вышемноюсказанному:

И еще. Цитата из книжки А.Я.Гуревича "Москва в начале XX века":

Над окнами каждого магазина были вывески, обычно написанные по кровельному железу темного фона светлыми или золочеными буквами. Часто буквы делались накладными. Светящихся реклам и вывесок не было, за исключением выполненных из белых букв, расположенных по кругу, установленному на крыше и освещавшихся из центра одной электрической лампой, скрытой сверху в абажуре-рефлекторе. Пивные имели особые вывески: поле вывески сверху было зеленым, плавно переходящим книзу в желтый цвет.Витрины освещались мало, только в центре города, но внутри магазинов оставляли зажженную маленькую лампочку на ночь, чтобы видно было, если воры залезут.Крайняя скудность освещения большинства улиц частично компенсировалась их малой шириной и фонарями у подъездов, ресторанов, трактиров, гостиниц и других общественных учреждений.Реклама, как таковая, существовала на улицах в виде вывесок на фасадах домов, иногда на поперечных вывесках у входов в магазины. На углах тротуаров оживленных перекрестков улиц стояли деревянные высокие тумбы цилиндрической формы под низкими коническими крышами, служившие для наклейки объявлений и афиш. Огромные рекламные вывески 27помещались часто на глухих стенах высоких домов, возвышающихся над низкими соседними домами.Реклама на доме Афремова у Красных ворот (1900е-1910е гг.)Были распространены три вида подвижной рекламы. Первый — это вывески на крышах трамвайных вагонов. Второй — надписи на грузовых конных фургонах и на упряжных дугах грузовых (ломовых) фирменных повозок. Эти дуги обычно были тяжелыми и широкими, в отличие от тонких дуг легковых извозчиков.28Третий — это жесткие транспаранты, одетые спереди и сзади на людей, следующих по мостовой медленным шагом, гуськом друг за другом. На головах у них кепи серого цвета военного образца, времен русско-турецкой войны прошлого века. Иногда практиковалась раздача рекламных листков прохожим на оживленных улицах.

Город без текста - мертвый город. Москва омертвела в начале 90-х, когда политические лозунги с фасадов слетели, а рекламные еще не наросли. Я помню, как восхищались нашим городом некоторые иностранцы, сетуя на капиталистический рекламный мусор в своих городах. Игорь Пальмин, замечательный фотограф, говорил, что фотокарточки маркируются по времени не столько архитектурой, сколько рекламной или пропагандистской типографикой. В Москве действительно в тот период появилось ощущение археологии. Рекламные вывески в Москве дореволюционной мне никогда не нравились, хотя высокая шрифтовая культура тогда точно отражала свое время. В любом случае на старых московских фотографиях не столько реклама, сколько визуальная коммуникация - по большей части мы видим на них вывески коммерческих предприятий. В городе современном с нерегулируемой рекламной развеской большая часть принадлежит не локальным вывескам, а разнообразным баннерам, табло, сеткам, афишам никак функционально к месту не привязанным. Вот от такого рода безадресной продукции, дублируемой телевизором, было бы замечательно избавиться совсем. Вне зависимости от того, принадлежит она талантливым одиночкам или бездарным массам дизайнеров. Для социальной рекламы оставить фасадные сетки, для культуры - остановки и афишные тумбы.