Хлопаете ли вы, когда самолет приземляется?
Новое сообщество социальной сети Facebook «I hate people who clap when planes land» («Ненавижу людей, которые хлопают, когда самолет садится») всего за несколько дней собрало почти 280 тысяч человек и около 1000 сообщений
-
- Фото: Julie Jordan Scott/flickr.com
Почти все они были вот такого содержания:
«Только настоящие придурки хлопают в такой момент!»
«Интересно, а что эти идиоты сделают, если самолет не приземлится — будут кричать "бууу"?»
«Да они, наверное, боевиков пересмотрели, вот и хлопают!»
Но встречались и комментарии адептов аплодисментов. Среди них, например, комментарий американки Сенди Смит, которая написала: «Если бы вы были на моем рейсе в прошлом году, вы бы знали, что такое благодарность. Погода была ужасной, и я уже приготовилась к смерти. Я много летаю, но это был единственный раз, когда я весь полет смотрела в глаза моему мужу, ища поддержки. Хотя я знала, что ему тоже страшно. Вот почему я хлопала в тот день — из чувства безграничной признательности».
Люди делятся на тех, кто хлопает, и тех, кто не хлопает. Вторые первых обычно снобируют и высмеивают. У нас в редакции тоже никто не остался равнодушным. Член клуба «Сноб» Лика Кремер, например, честно призналась, что она из хлопающих. Что ужасно возмутило ведущего блога «Наука» Илью Колмановского, который говорил, что хлопать во время торможения — глупо, потому что это один из самых опасных моментов при приземлении.
Я попросила прокомментировать эту тему Алексея Кочемасова, командира воздушного судна Bоeing-737 NG авиакомпании «Атлант-Союз» правительства Москвы.
Вот что выяснилось после его ответа.
Во-первых, хлопающие люди не мешают пилоту в самый ответственный момент. «Аплодисменты пилотам не слышны в кабине, а потому не могут ни помешать, ни помочь, — написал мне Алексей, — глупо или нет хлопать — каждый решает сам для себя. Для кого-то это выражение эмоций, для кого-то выражение благодарности. Честно сказать, мне безразлично, хлопают пассажиры или нет».
Во-вторых, тем, кто хлопает, чтобы выразить признательность пилоту, лучше делать это другим способом. По словам Алексея, пилоту «куда приятнее читать в книге отзывов оставленные теплые слова и свои ощущения о полете».
Ну, и в-третьих, и тут коллега Колмановский был прав, после момента торможения, в который чаще всего все начинают хлопать, опасность действительно еще есть. «Опасность сохраняется до полной остановки самолета на стоянке», — утверждает Алексей.
Стоит сказать, что эту тему не первый раз поднимают в Сети. Я нашла десятки тредов, посвященных хлопанью-не хлопанью. Из одного из них стало понятно, откуда вообще взялась такая традиция.
На сайте airliners.net о гражданской авиации есть форум, где общаются рядовые пассажиры. В одной из тем пожилой человек вспоминает, как много лет назад, когда он летал на самолете в последний раз, пассажиры после посадки хлопали. «Сохранилась ли эта традиция до сих пор, – спрашивает он, – или теперь, когда авиаперелеты больше не воспринимаются как чудо, никто уже не хлопает?»
Обсуждения на других форумах говорят о том же — изначально хлопали не потому, что хотели поблагодарить пилота, а от восторга — ого, эта штука действительно летает!
Но больше всего меня удивил вот какой факт. Признаюсь честно, я не хлопаю после приземления вовсе не потому, что боюсь потревожить пилота, и не потому, что мне кажется это глупым. Просто мне казалось, что это такая исключительно русская привычка, и именно от этого мне хлопать было неловко. Вот я из этих же соображений никогда не езжу на курорты на майские праздники. Потому что просто умираю от стыда, когда 9 мая подвыпившие парни из Нижневартовска начинают гонять немецких клерков.
Но все в том же Facebook было полно сообщений такого рода.
«Испания и Италия — первые в списке хлопальщиков», — написала Юлия из Италии.
«А что, разве кто-то кроме американцев хлопает?» — спрашивала американка Эмма Девлин.
«Хлопают только немцы и поляки», — заявлял кто-то из немцев.
Так что я, наверное, буду теперь со спокойной душой хлопать. А вы?

Меня напрягает, что люди хлопают в тот момент, когда самолет несется со скоростью 200 километров в час по полосе.
Посмотрел бы я как бы они хлопали, если бы я прокатил подобным образом на машине. Они бы обосрались на пассажирском сиденье. Я сам исполняю перуэты только за рулем и желательно без пассажиров в машине.
А они - хлопают, и меня это раздражает.
Я летаю часто, поэтому давно научился определять, на сколько хорошо пилот сажает самолет. Момент начала снижения всегда слышу по звуку мотора, обращаю внимание на траекторию, угол снижения и точку касания.
Кстати, в 7 случаях из 10 самолет в точку касания на полосе не попадает.
Я летаю трезвый и в 95% случаев полет проходит без малейших эмоций.
А похлопывание руками в благодарность пилотам действительно, лучше придержать до остановки самолета. Все-таки большая часть крушений происходит в процессе посадки.
Кстати, недавно летел с англичанином, работающим в авиастроении. И он поведал мне много интересных фактов. Например, про опыты моделирования паники в самолетах и т.д.
Эту реплику поддерживают: