За последние несколько месяцев о своем отношении к биохакингу не высказался только ленивый. Причем спикеры разделились сразу на несколько противоборствующих лагерей. Даже среди тех, кто к научно-техническому и медицинскому прогрессу в целом относится положительно, однозначного мнения, какие именно аспекты биохакинга хороши, а какие плохи, не наблюдается. Мало того, люди не могут даже определиться, что именно следует считать биохакингом.

Что такое биохакинг

С одной стороны, к биохакингу можно отнести почти любые биологические манипуляции, направленные на достижение каких-либо не заложенных в наш организм функций, начиная от вакцинации или антибиотиков и заканчивая экстракорпоральным оплодотворением (ЭКО). С другой стороны, такой общепризнанный биохакинг уже давно называется медициной, и ничего маргинального мы в нем не видим. Потому «истинным» биохакингом сегодня принято считать более узкий спектр способов манипулирования биологией, и многие из этих способов до сих пор вызывают споры относительно своей безопасности или целесообразности.

В медийном поле сложился некий стереотип биохакера как человека, который, просыпаясь, первым делом замеряет пульс и давление, ежедневно выпивает горсть таблеток, строго мониторит калорийность приемов пищи и раз в месяц сдает кровь и другие анализы. Такие люди, конечно же, есть. Из известных примеров — пророк Сингулярности Рэй Курцвейл, выпивающий по 100 таблеток в день, основатель «пуленепробиваемой» линейки продуктов Дэйв Аспри, поющий дифирамбы ноотропам, или любитель медитации в сауне и стимуляции блуждающего нерва автор интернет-Мекки биохакеров, сайта SelfHacked.com, Джо Коэн. И, судя по десяткам тысяч пользователей, обсуждающих различные ноотропы или даже микродозинг психоактивными веществами, многие биохакеры готовы идти на значительный риск — как юридический, так и биологический — для достижения своих целей по улучшению организма.

Повседневный биохакинг

В то же время большинство биохакеров не столь радикальны. Основную массу популярных биохакерских методик представляют вполне безобидные практики, направленные на улучшение здоровья: правильное питание, хороший сон и разумная физическая нагрузка. В том, что эти вещи полезны, уверены все. Но на практике таким биохакингом почему-то занимаются немногие.

Чаще люди не ограничивают себя в еде, мало спят и забывают про спорт. Или даже злоупотребляют алкоголем и курят, хотя осознают, что это вредно. Биохакеры же, как правило, обладают способностью выбирать то, что они считают полезным в долгосрочной перспективе, и не поддаваться сиюминутным слабостям. Первым шагом начинающего биохакера может стать волевое решение лечь спать пораньше вместо просмотра очередного эпизода «Игры престолов». Сериал никуда не денется, а хронический недосып негативно влияет на организм: согласно проведенным исследованиям, люди, которым приходится бодрствовать по ночам, чаще сталкиваются с проблемами со здоровьем, начиная от избыточного веса и заканчивая повышенным риском возникновения рака.

Таким образом, поддержание оптимального режима сна — это уже биохакинг. Хотя есть биохакеры, пытающиеся выкроить себе пару лишних часов в сутки путем «полифазного сна». К примеру, они спят по полтора часа каждые семь часов (для большинства людей наиболее оптимальный формат сна — шесть-восемь непрерывных часов).

Для того чтобы избежать проблем с засыпанием, ученые рекомендуют принимать пищу за несколько часов до отхода ко сну, а также минимизировать яркие источники света, особенно из синего спектра. Это те самые экраны смартфонов, планшетов и компьютеров, с которыми люди последние несколько лет практически не расстаются. Как компромисс, некоторые биохакеры используют вечером специальные очки, которые блокируют синий спектр светового излучения.

Кстати, сегодня уже большинство смартфонов снабжены функцией ночного режима (когда экран смещает свою цветовую гамму в сторону «теплого лампового» желтого цвета). Те, кому уже не помогают эти простые меры, пробуют фармакологический биохакинг — прием мелатонина, выработку которого подавляет синий свет. Мелатонин является гормоном сна и регулятором циркадных ритмов, и чем старше становится человек, тем хуже у него работает цикл выработки мелатонина. Именно поэтому по мере старения люди хуже засыпают и меньше спят. Для противостояния этой возрастной деградации достаточно много биохакеров, особенно в зрелом и пожилом возрасте, прибегают к мелатониновому допингу. Более того, было проведено несколько исследований на животных, которые показывали, что прием мелатонина способен продлевать жизнь.

Цель «взлома»

Продление жизни — одна из наиболее популярных целей биохакинга. Биохакеры самостоятельно читают научные публикации по различным исследованиям, демонстрирующим потенциал того или иного средства в борьбе за продление жизни. Здесь также есть свой спектр безопасности и степени принятия обществом различных интервенций: начиная от спорта (который одобряют почти все), диет, голодания или употребления витаминов и заканчивая приемом фармпрепаратов (к чему в обществе многие относятся с недоверием).

Среди витаминов наиболее общепринятым является прием витамина Д, низкий уровень которого во многих исследованиях был ассоциирован с повышенным риском заболеваний, затем идут витамины группы B, особенно B6 и B12, и различные формы никотинамида. Некоторые биохакеры принимают нашумевший лет пять назад ресвератрол или его аналог птеростильбен, другие по старой памяти пьют антиоксиданты, такие как витамин А, С или Е (хотя недавние исследования показали, что прием антиоксидантов, напротив, может быть ассоциирован с повышением риска онкологии). Ну а совсем увлекшиеся биохакеры прибегают к приему фармпрепаратов. Тут тоже есть градация: начиная от приема аспирина, статинов, сартанов или других препаратов, направленных на снижение риска сердечно-сосудистых заболеваний, и заканчивая приемом метформина или рапамицина, показавших геропротективное действие на животных.

Существуют и другие подходы. Например, периодическое голодание или ограничение калорий, которые после генных модификаций пока что остаются наиболее эффективным способом продления жизни (до 50% продления у грызунов). Ну а генные манипуляции — явный лидер в гонке за долголетием: с их помощью червям удалось прожить в десять раз дольше, а мышам — почти в два.

К генному биохакингу несколько лет назад уже попыталась прибегнуть американка Лиз Пэрриш, введя себе ген теломеразы (фермент, удлиняющий теломеры — защитные концы хромосом, которые укорачиваются при каждом клеточном делении). По слухам, еще несколько человек последовали ее примеру, заплатив по $1 млн каждый. Другим примером генетического биохакинга можно считать попытку использования генного редактора Криспера, который ввел себе знаменитый американский биохакер Джозайя Зайнер. По его стопам пошли еще два американских биохакера: один ввел себе генную терапию против ВИЧ, попутно ведя видеорепортаж этого события в фейсбуке, а другой — терапию против герпеса.

На данный момент каких-либо заметных биологических эффектов эти громкие попытки биохакеров стать немножко ГМО пока не принесли. Несмотря на это, совершенно очевидно, что без генных модификаций радикально продлить человеческую жизнь не получится, ведь именно гены определяют видовые пределы продолжительности жизни. Поэтому пока мы их не «взломаем», значительно вырваться из средних 83 или максимальных 122 лет жизни вряд ли представится возможным.

Альтернативным сценарием радикального продления жизни многим биохакерам видится киборгизация, то есть частичное или полное перекладывание биологических функций нашего организма на более надежные механические системы (например, искусственное сердце или почки), а затем и полный перенос личности на максимально защищенный от уничтожения цифровой носитель. Попросту говоря, загрузка сознания в компьютер — как в «Матрице» или сериале «Видоизмененный углерод». Первые шаги в этом направлении уже ведутся: начиная от проектов по полной расшифровке «коннектома» нашего мозга (карты всех нейронных связей) и заканчивая проектами по разработке прямого средства коммуникации между мозгом и компьютером (к ним можно отнести проект Илона Маска «Нейралинк»).

Целесообразность или сумасшествие

Граница между целесообразностью и сумасшествием описанных выше биологических модификаций для каждого субъективна: многим даже диеты кажутся бесполезным самоистязанием. Однако стоит помнить, что еще несколько десятилетий назад пересадка сердца считалась чем-то сверхъестественным, а сегодня же это рутина. Очевидно, что многие кажущиеся странными вещи скоро прочно войдут в нашу жизнь. Уже в ближайшем будущем люди с искусственным сердцем или глазами будут восприниматься так же естественно, как сейчас — люди с имплантированными пейсмейкерами (водителями сердечного ритма). А после появления гарантированно работающей омолаживающей терапии ею в кратчайшие сроки захотят воспользоваться миллионы тех, кто сегодня вводит себе ботокс или ежедневно пьет аспирин для снижения риска инфаркта.

Практически все люди хотят как можно дольше оставаться максимально здоровыми, а многие еще и готовы идти на разные жертвы, в основном финансовые, чтобы этого достичь. Радикальные биохакеры же рискуют куда более ценным активом — своим здоровьем. За это им даже можно сказать спасибо: на своем примере они показывают миру, какие подходы эффективны и безопасны, а какие — нет. Пожелаем же им удачи и очень, очень долгих лет жизни.