Корейская диаспора создает в чимчильбанах — так называются корейские спа — своеобразный этноклуб с поеданием кимхчи и коллективным маникюром. Для русских эмигрантов чимчильбан становится аккумулятором ностальгических воспоминаний о бане: запахи трав, чая, теплого дерева, соломенных ковриков буквально переносят в дачное детство. Американцы же приходят в состояние некоторого ужаса от нарушения заповедей privacy: грубой бесцеремонности массажистов и непринужденного распивания чая в компании раздетых незнакомцев. Дело в том, что правило чимчильбана — в банной зоне, общей для мужчин и женщин, все должны быть голыми. В общей комнате — одетыми в шорты и майку. И американцы расценивают это чуть ли не как духовный опыт. Например, блогерша Шерри Гульмахамад в статье «Уроки жизни от корейского спа» совершенно серьезно пишет: «Советую всем американским девочкам хоть раз сходить в korean spa, чтобы раскрепоститься, полностью отвлечься и поставить мозги на место».

Корейские спа есть в Вашингтоне, Далласе, Нью-Йорке, но безусловная столица — Лос-Анджелес. В Калифорнии живет половина всех американских корейцев, и большая их часть (340 тысяч) — в Кореатауне, районе Лос-Анджелеса площадью 13 кв. километров. Понятно, что традиции и обслуживание в спа, расположенных в центре этого городка, мало чем будут отличаться от сеульских. Конечно, они немного ограничены американским законодательством. Температура в лос-анджелесских чимчильбанах ниже, чем в аутентичных, а алкоголь употреблять запрещено.

Я уже пару лет назад завела привычку ходить в чимчильбан раз в месяц. И их становится все больше. Например, в ноябре прошлого года у нас в Лос-Анджелесе открылся Wi Spa, размером с небольшой шопинг-молл. Кроме банной зоны тут еще имеются залы для фитнеса и йоги, поле для гольфа, детская комната, ресторан, салон красоты, комната для сна, курения и зоны для барбекю. «48 000 кв. футов для релаксации» (лозунг этого заведения) не обошлись без комнаты для компьютерных игр: настоящий кореец, видимо, не мыслит себе выходного дня без Warcraft, а если уж попадешь в чимчильбан, то практически на целый день. Вход в спа стоит 35 долларов, за обертывания, скрабы и массаж надо платить отдельно, но цены щадящие — мой рекорд за целый день непрерывных умасливаний — 140 долларов (для сравнения — в тех же Сандунах аналогичная  сумма с легкостью испаряется из вашего кармана за час) .

«Чимчильбаны возникли из-за необходимости справляться с тяжелой, капризной погодой, — рассказывает Брайан Йенг из Wi Spa. — Корейской зимой очень холодно — 20-30 градусов ниже нуля, а летом очень жарко — + 20-30ºС, и влажность доходит до 90%. Соответственно, контрастная баня — спасение, если вы изнываете от жары или стужи. Температура воздуха в чимчильбане колеблется от 23 до 93 градусов».

Надо быть готовым к тому, что запахи тут буквально сбивают с ног. В банном ритуале используется мыло из красной фасоли, фасоли мунг, рисовых отрубей и абрикосовой косточки, а также средства для ароматизации воды — листья лотоса или полынь. Повсюду расхаживают банщики в черных трусах (униформа старинного образца) — их называют «те». Они проводят всевозможные традиционные пыточные ритуалы. Например, после того как вы полежали в горячей ванне, банщик «те» берет полотенце из очень грубой ткани и жестко растирает ваше тело, пока кожа не покраснеет. Это неприятно, но потом ощущения прекрасные.

Впрочем, я предпочитаю все делать в строгой ритуальной последовательности. Сначала, как в сказке «Конек-горбунок», из теплого бассейна я прыгаю в горячий бассейн, а после — в ледяной. Если это повторить несколько раз, разница температур ощущаться перестает, и ты готов смело встретить корейскую зиму. Голым.

В традиционном чимчильбане в общей банной зоне ходят без одежды. Слава богу, что в Wi Spa, в отличие от других салонов, массажные кабинеты разделены перегородками. Там вас будут усердно массировать и скрести в течение пары часов, а затем с ног до головы покроют холодным мягким парафином и завернут в фольгу. Считается, что это помогает сбросить вес — в этом сильно сомневаюсь. Но ощущение «новорожденности», когда снимаешь кокон из фольги, действительно есть. Затем масляный массаж, тот самый травяной скраб «таемири», опять обертывание и массаж — в общем, как говорит мистер Йенг, менее пяти часов люди в Wi Spa не проводят.

Приезжают целые семьи с детьми и, попарившись, собираются  в просторной комнате для отдыха. По традиции все сидят на теплом полу, ондоле (до появления европейских кроватей многие корейцы спали прямо на таком полу), едят вареные яйца и пьют сладкий рисовый чай «шике». В таких комнатах, согласно этикету, принято носить шорты и рубашки, которые выдаются самим спа. И полотенце на голове, превращающее любого человека в чебурашку — корейцы завязывают с двух сторон узлы так, чтобы скрыть уши.

Что же касается самих банных ритуалов, то у корейцев свои законы: они считают, что нужно переходить из самой жаркой парильни в самую холодную и не проводить в каждой больше 15 минут. Для сравнения: в римских термах поступали с точностью до наоборот, постепенно повышая градус.

Я начинаю в парильне Булгама с температурой 89ºС. Корейцы жалуются на недостаточный жар — аутентичная Булгама прогревается до 121-138ºС. Но мне хватает. Следующий пункт программы — нефритовая сауна (54ºС). Таблички на стенах информируют, что «нефрит содержит такие минералы, как кальций и магний, способствующие притоку крови к нашей нервной системе и формированию структуры кости. Еще нефрит делает кожу гладкой и помогает вывести вредные вещества из организма...» Не уверена, что всему этому можно верить, но зато в этой комнате вполне получается медитировать. 

Следующая сауна — глиняная комната, нагретая до 53ºС. Глина очень горячая, и садиться нужно только на специальную циновку. А самое сильное впечатление на меня произвела соляная комната (50ºС). Зайдя внутрь, погружаешься в розовое свечение — вся комната отделана соляными кирпичами, а на полу лежат соляные камешки. Впечатляет и то, что комната освещается сквозь стены. Я пробую стены на вкус — это соль! Мои русские друзья шутят, что здесь неплохо было бы выпить пива, но в чимчильбане алкоголь вне закона. Меня этот факт только радует — никогда не поддерживала русскую традицию банного пьянства.