Жалобы подали три компании — британский сайт для сравнения цен Foundem, французский поисковик правовой информации Ejustice и онлайн-магазин Ciao, которым владеет Microsoft. В Google уже подтвердили, что в связи с поданными жалобами от Еврокомиссии получен список вопросов. Формально дело пока не открыто, идет лишь сбор информации, необходимой для расследования.

Британский Foundem и французский Ejustice обвиняют интернет-гигант в том, что в его алгоритм поиска заложен механизм, намеренно ставящий их сайты на несправедливо низкую позицию в ответах на запросы. Причину «махинаций» жалобщики объясняют стремлением Google принизить конкурентов в сфере интернет-поиска — именно таковыми являются их сайты. Жалоба от магазина Ciao связана с недовольством расценками на онлайн-рекламу. Google не раз заявляла, что никак не влияет на ценообразование, так как цены устанавливаются в ходе аукциона. Однако в Ciao уверены в обратном — влияние оказывается путем установки минимальной ставки на торгах: чем выше ее порог, тем больше участников отсеиваются.

По данным The Financial Times, в Европе Google принадлежит около 90% рынка онлайн-рекламы — даже больше, чем в США (до 80%). Исследовательская компания ComScore отдает интернет-гиганту примерно 80-процентную долю в сфере интернет-поиска в Европе и около 65% — в США.

Позицию Google относительно жалоб подытожила старший юрисконсульт компании по вопросам конкуренции Джулия Гольц (Julia Holtz). По ее словам, происходящее похоже на спланированную атаку Microsoft. У Google были многолетние партнерские отношения с магазином Ciao без каких-либо нареканий с обеих сторон. Однако ситуация в корне изменилась, как только Ciao в 2008 году был куплен Microsoft. Кроме того, второй жалобщик — Foundem — также косвенно связан с Microsoft, поскольку входит в ассоциацию, спонсируемую корпорацией.

Джулия Гольц пояснила, что поисковая машина Google настроена таким образом, чтобы выставлять на более высокие позиции те сайты, которые сами пользователи считают наиболее полезными. Юрисконсульт подчеркнула, что Google всегда корректно вел себя по отношению к другим поисковикам, приведя в пример сайты Moneysupermarket, Opodo и Expedia, которые Google обычно ставит на первые позиции.

«Несмотря на то что поданные на Google жалобы касаются разных тем, в общем виде их можно сформулировать так: Google совершает действия, направленные на снижение конкуренции и нанесение ущерба своим пользователям и партнерам. Это не так. Мы всегда старались внимательно выслушать все реальные претензии в наш адрес. Всегда ставили интересы пользователей превыше всего и усердно работаем над тем, чтобы конкуренция на рынке была честной», — резюмировала она.