Фото: Nathan Dumlao/Unsplash
Фото: Nathan Dumlao/Unsplash

Предмет, созданный великим дизайнером, отличается тем, что в момент своего появления готов «рассказать» нам, как может выглядеть будущее, а через несколько десятков лет после создания становится символом эпохи и источником идей для молодых дизайнеров. Например, круглые табуретки Алвара Аалто Stool 60, появившиеся на свет в 1933 году, знакомы многим как «табурет Фроста» из IKEA и стоят на кухнях многих молодых семей. Форма ножки офисного кресла, разработанного влиятельными дизайнерами 50-х, супругами Чарльзом и Рэй Имз, спустя полвека легла в основу перевернутого каблука знаменитой модели туфель United Nude Eamz авторства Рэма Колхаса — тезки и племянника знаменитого голландского архитектора.

Порой дизайн той или иной вещи входит в историю благодаря интернет-фольклору, помноженному на успешные маркетинговые стратегии. Например, рельеф советского бетонного забора «в ромбик» ПО-2, который ограждает российские промзоны с семидесятых годов, стал источником вдохновения для ювелирных изделий, а телефон Nokia 3310 перевыпустили спустя 17 лет — поспособствовали этому ностальгические мемы о том, что можно было колоть этой трубкой орехи. Но такие случаи, скорее, исключение. Чаще всего символы эпохи создают дизайнеры, которые не просто придумывают еще один удачный стул или автомобиль, но предлагают новый взгляд на быт и потребление. Ниже пойдет речь о пяти современных дизайнерах, изобретения которых уже вошли в историю материальной культуры.

Фото: Gorenje
Фото: Gorenje

Филипп Старк

Старка всегда называют первым в списке самых значимых современных дизайнеров, потому что он в своих проектах точнее и ярче других воплотил идеи постмодернизма с его смешением культурных моделей, цитатностью, эклектичностью и иронией. Старк придумал пластмассовый прозрачный стул «Призрак», силуэт которого напоминает кресло для аристократических гостиных. Его серия торшеров в виде позолоченных пистолетов и автоматических винтовок стала антимилитаристским высказыванием: таким образом Старк заставил «пушки» замолчать. Влиятельным он стал благодаря тому, что ему одинаково хорошо удается дизайн как бытовых предметов, так и интерьеров космической ракеты и нескольких мегаяхт. Облик яхты Venus Стива Джобса стоимостью 100 миллионов евро придумал именно Старк. Московский бомонд нулевых помнит оформленный им ресторан Bon: снаружи заведение было стилизовано под закрытый стрип-клуб, внутри выглядело как особняк, в который пролезли вандалы и исписали маркерами стены. Мастерство Старка заключалось в том, что Bon, несмотря на вызывающую концепцию, был абсолютно комфортным для посетителей. Несмотря на то что самые громкие работы дизайнера отличаются эпатажностью, он знает, в каких случаях предмету лучше не кричать о себе, а быть отражением своего владельца. Таков его проект кухни gorenje by Starck: дизайнер «спрятал» бытовую технику за зеркальными панелями, чтобы в них отражались предметы декора и вещицы, милые сердцу хозяев квартиры. Филипп Старк первым из современных дизайнеров достиг славы уровня звезды шоу-бизнеса, причем звезды народной: имея в портфолио множество сверхдорогих интерьерных проектов, он старается делать и демократичные вещи, чтобы каждый мог позволить себе что-нибудь «от самого Старка». В свободное от оформления отелей или яхт время он создает дизайн китайских смартфонов и зубных щеток.

Фото: Wikimedia Commons
Фото: Wikimedia Commons

Марсель Вандерс

Дизайнер из Нидерландов Вандерс подшучивает над модернизмом, в основе которого лежала концепция стремительного движения в будущее. Вандерс делает вещи такими, чтобы при взгляде на них приходили на ум образы из материальной культуры прошлого. Его светильник в виде коня с ретроабажуром на голове вызывает, с одной стороны, ассоциации с интерьером «родительского дома», с другой — навевает воспоминания о том, как мы восхищались конными скульптурами в детстве. Вандерс считает, что функциональность — не всегда главная характеристика бытового предмета. В интервью «Снобу» Вандерс говорил: «Я не за минимализм, а за оптимализм. А минимализм придумали лентяи, потому что… ну что там делать?» Он хочет, чтобы созданные им вещи становились любимыми, передавались по наследству и с годами превращались в сокровища, поэтому старается сделать их максимально привлекательными. Даже название его студии — Moooi — с голландского можно перевести как «Ооочень красивое».

Фото: Gorenje
Фото: Gorenje

Карим Рашид

Наполовину египтянин, наполовину англичанин, Карим Рашид часто делает вещи ярких цветов и округлых форм — они напоминают одновременно гигантские игрушки и детали звездолета. «Почерк» автора узнается с первого взгляда на его работы, исполненные жизнерадостного технооптимизма. Рашид говорит, что никогда не вдохновляется предметами прошлого; как настоящий инфлюенсер, он написал свой манифест дизайна, в котором утверждает, что при создании предмета нужно брать в расчет меняющиеся нормы поведения в обществе и понимать устремления современной культуры: «Дизайнеру стоит разбираться не только в конструировании, но и в самой жизни». После того как компания Gorenje предложила ему сотрудничество, он сразу понял, какой должна быть кухня для любителей прогресса: футуристической лабораторией для гастрономических экспериментов.

Карим Рашид верен своей идеологии, которую он называет поплюкс (poplux, популярный люкс. — Прим. ред.). Согласно этой идеологии, вещь должна выглядеть восхитительно, но при этом не стоить как предмет роскоши.

Фото: Wikimedia Commons
Фото: Wikimedia Commons

Наото Фукасава

Фукасава — апологет аскетичности и визуальной чистоты предметов. Поэтому вещи от Фукасавы так любят сами дизайнеры: на них взгляд буквально отдыхает. Наото убежден, что из предметов дизайна не должна «выглядывать» личность создателя. В своей книге «Контур дизайна» он говорит, что вещь в любом случае несет отпечаток рефлексии создавшего ее дизайнера, поэтому любое дополнительное выражение индивидуальности автора — прямой путь к манерности. Наиболее популярны его работы для японской марки Muji, выпускающей предметы быта, одежду, мебель, а с недавних пор еще и экологичные микродома. Чаще всего продукты Muji характеризуют как «простые, но идеальные» — для Фукасавы это, пожалуй, лучшая похвала. Он знает, что сложнее всего придумать именно нейтральный предмет. От идеи визуальной выразительности он пришел к «тактильному брендированию», при котором дизайнер уделяет особое внимание таким характеристикам, как вес предмета, его изгибы и текстура поверхности, чтобы потребитель впоследствии мог узнать творение автора буквально на ощупь.

Фото: Gorenje
Фото: Gorenje

Ора Ито

Ито Морабито — самый молодой из этого списка. Ему 41 год, из которых 22 он посвятил дизайну. Дизайнер отказался от имени, чтобы не привлекать внимания к своим семейным корням (он из рода известных скульпторов), и усердно принялся продвигать свое новое имя — Ора Ито, поняв, что только звезд приглашают на самые интересные проекты. В 1999 году он выпустил серию картинок с концепт-продуктами «от известных марок». Среди них были камуфляжный «хакерский» MacBook, беговой рюкзак Louis Vuitton и так далее. Ора Ито отталкивался от того, какие ассоциации возникнут у потребителей при взгляде на «надкусанное яблоко» или знаменитый паттерн LV, и сочинял предмет с совершенно противоположными характеристиками. Так он иронизировал над стилем жизни, который навязывал покупку знаковых вещей. План молодого дизайнера сработал: после выхода этой серии работ большие компании стали чаще приглашать его к сотрудничеству. Вскоре Ора Ито обошел многих более известных на тот момент профессионалов и стал получать весомые заказы. Например, он разработал дизайн трамваев в Ницце и интерьер офиса одного из департаментов фэшн-гиганта LVMH. Со временем Ора Ито пришел к идее «симплексити» — он сам придумал этот термин, соединив в нем понятия «простой» и «сложный» (simplicity и complexity. — Прим. ред.). Простой должна быть форма вещи, сложным, точнее, глубоким, тщательно проработанным — ее смысл. Несмотря на то что идею «простых вещей с непростым смыслом» до Ора Ито реализовывали сотни дизайнеров, именно он стал ее «лицом»: во-первых, уж очень хорошее слово он придумал, а во-вторых, он оформил немало объектов, безупречных в своей «простоте». Одним из таких проектов стала коллекция лаконичной бытовой техники gorenje by Ora Ito, способной идеально вписаться в любой интерьер.