/ Амстердам

Наталья Семенова: Говорить о подлинности «Мельницы Блют-фин» рано

Эксперты музея Ван Гога в Амстердаме признали, что картина «Мельница Блют-фин» (Le Blute-fin Mill), авторство которой до этого было не установлено, принадлежит кисти Ван Гога

+T -
Поделиться:

 

Подробнее

Картина, изображающая группу людей, которые спускаются по лестнице на фоне мельницы в парижском районе Монмартр, была куплена голландским коллекционером Дирком Хеннема (Dirk Hennema) в 1975 году в Париже. Продавец был уверен, что полотно не представляет особой ценности, и продал ее вместе с другой картиной неизвестного художника всего за 5 тысяч гульденов (около 2 тысяч евро). Сам Хеннема был убежден, что покупает именно Ван Гога, однако в то время никто ему не поверил.

Коллекционер потерял доверие художественного сообщества после того, как в 30-е годы ошибочно приписал авторство одной из картин своей коллекции голландскому живописцу Вермееру, а также после того, как был обвинен в сотрудничестве с нацистами во время Второй мировой войны.

«Мельница Блют-фин» провисела дома у Хеннема до самой его смерти в 1984 году, после чего попала в хранилище небольшого провинциального музея. Оттуда ее дважды забирали на выставки — в 1993 и в 2007 годах. Но тогда авторство Ван Гога так и не было точно установлено, и в экспозиции картина была представлена как «вероятно принаждлежащая кисти Ван Гога».

Теперь музейные эксперты уверены, что именно Ван Гог — автор «Мельницы». Как рассказал куратор амстердамского музея Ван Гога Луис Ван Тилбор (Louis van Tilborgh), эта картина была написана в 1885 году, когда художник жил в Париже. По словам Ван Тилбора, на холсте найдена печать магазина товаров для художников, который, как доподлинно известно, часто посещал Ван Гог.

Хотя изображение большого количества людей на фоне пейзажа нетипично для импрессионизма XIX века, эта картина характерна для Ван Гога того периода в иных аспектах, например, в яркой цветовой гамме небрежно наложеных на холст мазков. «Мельница Блют-фин» — первая с 1995 года картина, которую, возможно, признают подлинной. В таком случае она станет шестым дополнением к последнему каталогу художника, изданному в 1970 году.

24 февраля это полотно  было выставлено в экспозиции Museum de Fundatie в небольшом голландском городке Зволле (Zwolle).

Наталья Семенова

   Замечательно, когда картины с пометкой «н.х.» («неизвестный художник») обретают имя. Но поскольку любая новая вещь великого живописца сразу вызывает подозрения, для того, чтобы компетентно ответить на вопрос, может ли эта работа быть подлинной, нужно знать, «освидетельствовано» ли найденное полотно специальным комитетом или просто «консилиумом» крупнейших знатоков его творчества.

Признания одного музея в Амстердаме недостаточно. Существует группа признанных экспертов по Ван Гогу: для художника такого уровня их должно быть не меньше десяти. Пока все десять не подтвердят авторство, говорить о подлинности рано — слишком высока цена вопроса. А вдруг завтра ее купит какой-нибудь японец за несколько десятков миллионов? Десять лет назад самая дорогая из проданных в мире картин была как раз кисти Ван Гога. Ее продали в Японию, и она исчезла. Ван Гог — культовый и безумно дорогой художник. Подделок его очень много.   

Теги: реакция
Комментировать Всего 4 комментария

Замечательно, когда картины с пометкой «н.х.» («неизвестный художник») обретают имя. Но поскольку любая новая вещь великого живописца сразу вызывает подозрения, для того, чтобы компетентно ответить на вопрос, может ли эта работа быть подлинной, нужно знать, «освидетельствовано» ли найденное полотно специальным комитетом или просто «консилиумом» крупнейших знатоков его творчества.

Признания одного музея в Амстердаме недостаточно. Существует группа признанных экспертов по Ван Гогу: для художника такого уровня их должно быть не меньше десяти. Пока все десять не подтвердят авторство, говорить о подлинности рано — слишком высока цена вопроса. А вдруг завтра ее купит какой-нибудь японец за несколько десятков миллионов? Десять лет назад самая дорогая из проданных в мире картин была как раз кисти Ван Гога. Ее продали в Японию, и она исчезла. Ван Гог — культовый и безумно дорогой художник. Подделок его очень много.

И овцы целы, и волки сыты

А пока все десять экспертов не подтвердили авторство, можно работу назвать подлинной подделкой...

Мне кажется, Наталья, что раз Ван Гог такой непомерно дорогой (уж слишком большой соблазн из работы любого неизвестного художника стоимостью до 10 000 долл сделать ван Гогом за десятки млн долл!), то еще не однажды будут обнаруживаться "подлинные" Ван Гоги  

Самвел, появление любого нового шедевра всегда вызывает отрицательную реакцию. Почему только теперь? А где все "глаза" были раньше и т. д. Если это музейная вещь, которая никогда не появится на рынке, то пусть ее приписывают и на этикетке ставят имя под вопросом. На рынок это не должно выходить - там все места уже заняты и все Ван Гоги давно расставлены по ранжиру.

Наталья, я предполагаю, что для того, чтобы минимизировать "легализацию" фальшивок действительно количество экспертов помноженное на допустимую альтернативную стоимость их репутации должно приблизительно соответствовать ожидаемой стоимости картины.

Муторно написал :-)

Если проще - суммарная репутация экспертов должна быть дороже потенциальных доходов от легализации фальшака.

Хотя, с точки зрения оценки коллективная репутация (как нематериальный актив) сильно девальвирует репутацию личную. Причастность к группе позволяет в худшем случае признать ошибку - коллективным заблуждением.

Поэтому, с точки зрения оценки коллективной репутации, большое количество экспертов не сильно повлияет на эффективность оценки. Скорее негативно.

Поэтому экспертов должно быть от 3 до 5. В этом случае - можно посчитать коллективную репутацию, как сумму их индивидуальных репутаций. А при увеличении числа экспертов ее было бы необходимо серьезно дисконтировать.

Это мнение оценщика, далекого от искусства :-)