Выставка показывает работы художественной группы, в которую входили Тимур Новиков, Сергей Бугаев-Африка, Виктор Цой и многие другие представители андеграунда 80-х. Часть работ принадлежит собранию Русского музея, часть — коллекции Владимира Добровольского и другим частным владельцам. Андрей Бильжо ради этой выставки специально приехал на день в Петербург.

Сбор гостей — к четырем: после пяти во дворец, который теперь филиал Русского музея, не пускают вообще. Для начала извольте снять пальто, по парадной лестнице Мраморного дворца не принято шастать в верхней одежде, хотя температура в помещении приближается к нулю. Строгие сотрудницы Третьяковки кажутся ангелами по сравнению со старой гвардией питерских музейщиков. Конечно, никакого шампанского в бокалах и официантов, разносящих закуски. Желающие выпить принесли все с собой и пили прямо из бутылки, кося глазом на красочные работы в «диком» стиле.

Работы Ивана Сотникова, Олега Котельникова, Кирилла Хазановича, Евгения Козлова и Георгия Гурьянова официально выставляются впервые. Все они, вместе с Бугаевым-Африкой и Вадимом Овчинниковым, входили в группу «Новые художники», созданную в 1982 году Тимуром Новиковым. К концу 80-х группа насчитывала 70 человек. Часть работ, которые представлены на выставке, была подарена Русскому музею в 1991 году с условием устроить когда-нибудь выставку. Куратор Екатерина Андреева ждала этой возможности 19 лет, работы тем временем хранились в запасниках. «Я всю жизнь закрываю картинами дыры в стенах, а эта выставка вообще как суп из топора», — призналась она, в очередной раз пробегая мимо с охапкой цветов и стопкой каталогов.

Коллекционер Владимир Добровольский, которому авангард 80-х обязан этой выставкой, просил обязательно упомянуть в репортаже, что Мраморный дворец похож на только что расселенную коммуналку. Очень точное замечание: когда-то роскошно отделанные стены теперь закрыты раскрашенными щитами, дикий холод. Посетители как нельзя лучше соответствовали радикальному интерьеру: множество девушек и юношей с ультракороткими стрижками, в черных очках, в разноцветных штанах, провисающих до колен, в кителях с погонами и длинных юбках вкупе с ботфортами. В духе театра повседневного абсурда на открытие забрели Петр I с женой Екатериной и попытались затесаться среди публики. Не получилось:

Для питерской богемы, которая во всем разнообразии явилась на открытие, Тимур Новиков и его соратники — кумиры, а эта выставка не что иное, как восстановление исторической справедливости. А Андрей Бильжо считает, что художники в исторической справедливости не нуждаются — их работы говорят сами за себя:

Когда в зале появились сотрудники милиции и МЧС, проверяющие перед закрытием, все ли на месте, а смотрительницы приступили к привычному занятию — разгону посетителей, словно гусей или кур, — внезапно возникла Софья Троценко, которая успела осмотреть выставку до того, как двери захлопнулись.

Чем ей интересны «Новые», Троценко рассказать не успела, поскольку опаздывала в театр. А вот куда так спешили смотрительницы, буквально телами вытеснявшие с выставки последних гостей, осталось загадкой. Наверное, тоже в театр.