А я открыла выставку номинантов конкурса «Серебряная камера» в Манеже. Этот конкурс на лучший фоторепортаж о Москве учрежден по моей инициативе Правительством Москвы в 1999 году. Он проходит по трем номинациям: «Архитектура», «События и повседневная жизнь», «Лица». В принципе три эти номинации описывают все, что происходит в большом мегаполисе. Конкурс создан, чтобы у нас сохранялось в памяти то время и тот город, в котором мы живем. Опыт показывает, что, несмотря на тотальное распространение фотографии, фотолетопись не создается, если нет персональной нацеленности на сохранение события. Более того, современная фотография, которая делается при помощи цифровых устройств, приводит к тому, что мы теряем информацию. Когда человек думает, что у него есть всего один кадр, то этот кадр бесценен. А если можно сделать миллионы снимков, то потом никогда нет времени заняться ими и сделать выбор. Выбор сделать еще труднее, чем хороший кадр.

Честно скажу, что я уже знаю результаты конкурса. За день до открытия выставки с пяти дня и до двенадцати ночи мы с жюри бились за победителя. Но эти результаты мы объявим только 19 января. А с 11 января все посетители смогут увидеть фотографии с указанием авторов, до этого момента все работы идут под номерами, так как проходит очень важный этап конкурса — зрительское голосование. Приз зрительских симпатий по денежному вознаграждению и значимости равен «Серебряной камере».

Я могу открыть кусочек тайны, сказав, что первый приз в одной из номинаций получила студентка нашей школы им. Родченко. И это особенно приятно. В прошлом году, несмотря на все мои просьбы, у нас вошло всего два сюжета от студентов. И надо сказать, что они были не лучшие. А в этом году результат деятельности школы им. Родченко более заметен. Уже 15 студенческих проектов стали номинантами конкурса.

Общий уровень работ очень высокий. Если сравнивать с предыдущими годами, то очевидное достижение конкурса в улучшении качества фотографий. На выставку «Серебряная камера» стоит идти, чтобы смотреть фотографии уровня лучших фотофестивалей мира.

Единственно, чего мне не хватает, это любопытства, риска, желания залезть в проблему. Людям лень или страшно. Это печально. Но какое время на дворе — такая и фотография. А хочется, чтобы искусство опережало время. И было знаком того, что мы увидим в будущем.