Обычно у всех, кто увлекается танцами, буквально с первых месяцев в бюджете появляются неожиданные, но серьезные статьи расходов. Обувь, костюмы, диски, походы на вечеринки и, главное, выездные мастер-классы в Испанию, Аргентину или Бразилию. Так, пару лет назад моя знакомая Ирина Березович, работая ведущим специалистом по ипотечному кредитованию в Альфа-банке и получая, в общем-то, от этого удовольствие, уволилась за три секунды, когда начальница с сожалением объявила, что не может отпустить ее на месяц на Кубу учиться сальсе. Сейчас Ире не пришлось бы идти на подобные жертвы: известных сальсеро в Москве десятки. И у всех у них можно учиться буквально месяцами.  Я отлично помню, что семь лет назад, когда я начала заниматься фламенко, в Москве проходил один испанский мастер-класс в год. Длился он в лучшем случае три дня, записываться на него надо было за два-три месяца, и в маленьком зале порой оказывалось до ста человек, и было тесно, как в вагоне метро в час пик. Вообразите, как в таких условиях можно научиться хоть одному танцевальному движению.

Я, как и все, честно откладывала «на Испанию» и ездила, а буквально недавно расслабилась и перестала. Дело в том, что за последний год, не уезжая из Москвы, я всего пару недель занималась у своих нежно любимых русских преподавателей. Испанские танцоры, о приезде которых можно было только мечтать, теперь проводят здесь по нескольку месяцев.

 «У нас даже появился небольшой момент ревности и конкуренции — кто поедет в Россию, — смеется Лаура Гарсия Бланко, преподавательница фламенко и солистка балета Laura Segovia. — По Испании кризис ударил серьезнее всего: танцоры, даже самые известные, остались почти без работы. А здесь мы за месяц получаем больше, чем за год адского труда дома. Но дело даже не в этом. Нигде люди не идут на занятия с такой страстной отдачей, как в России. Я подзаряжаюсь на год вперед».

Лаура за последние несколько месяцев была в Москве дважды. Говорит, что для нее теперь Россия как наркотик — весь свой звездный гастрольно-учебный график она планирует таким образом, чтобы успеть слетать сюда на гастроли.

Это распространяется, конечно, не только на фламенко, похожий бум наблюдается и в школах танго, хип-хопа, свинга, беллиданса. «Бум мастер-классов действительно есть, — говорит Виктория Петренко, режиссер модерн-спектакля «Молоко». — Сначала звезды приезжают выступить на фестивале в Москве или Питере, потом приезжают снова, затем понимают, что русские жаждут знаний и шоу можно прекрасно совместить с мастер-классом — и дополнительные деньги, и дополнительное удовольствие».

А вот среди сальсеро часто попадаются «лжезвезды». Дело в том, что редкий латинос, приехав в Москву преподавать, не остался здесь жить и работать в одной из школ. Ибо русские любят не только сальсу, но и сальсеро — во всех смыслах — и охотно устраивают с ними личную жизнь. «Самое смешное, что здесь они представляются "звездами национального балета" и победителями всевозможных конкурсов, в то время как у себя на Кубе закончили в лучшем случае два класса музыкальной школы, — рассказывает Мария Болохова, солистка перкуссионной группы Sambateria и фанатка сальсы. — Но по факту их уровень все равно намного лучше, чем у большинства русских педагогов, поэтому этот массовый исход из Латинской Америки только на руку любителям танцев».

«Мастер-классов действительно много, но все это держится на чистом энтузиазме приглашающей стороны, то есть русских преподавателей, — говорит Анна Александрова, редактор телеканала «Звезда» и около четырех лет танцовщица свинга. — Они не получают от приглашения звезд почти никакой выгоды, так как много денег уходит на оплату визы, перелета, жилья». У меня, впрочем, есть другая информация: сейчас не только «лжезвезды» сальсы, но и  действительно именитые мастера всех танцевальных школ стали настолько неприхотливы, что больше не требуют «марриоттов» и билетов в бизнес-класс, а вполне себе довольствуются диванчиком в квартире приглашающей стороны. Через пару приездов звезда и организатор становятся добрыми друзьями, часто дело доходит и до свадьбы  (за последнее время в столичных загсах было зарегистрировано сразу несколько танцевальных браков «на высшем уровне»). В результате  лучшие преподаватели мира остаются тут на ПМЖ. Если так пойдет и дальше, то через пару лет в Москве будут танцевать лучше, чем в Рио-де-Жанейро и Буэнос-Айресе.