Все началось с того, что я в 94-м году cтала регулярно ездить по рабочим делам в Великобританию. Тогда я ни про какие паззлы не знала, у нас их толком тоже, в общем, не было. И однажды, году в 96-м, выбирая ребенку подарок, я зашла в знаменитый Hamleys, огромный шестиэтажный магазин игрушек. Я всегда говорю, что я на 95 процентов ребенок и только на 5 процентов — взрослый человек. И, конечно, когда я попала в Hamleys, это было для меня воплощением мечты, потому что столько игрушек я никогда в жизни не видела. И, конечно, я увлеклась — накупила ребенку гору игрушек! В общем, развернулась. И совершенно случайно попала в отдел паззлов. До этого я видела паззлы у нас в России только в коммерческих киосках — «комках», которые были единственным местом хоть с каким-то выбором. Там я покупала маленькие-маленькие паззлы штук на 30. Естественно, собирать их особого удовольствия не было. И тут я попала в Hamleys. Там был огромный выбор, просто невероятный. Были паззлы начиная от ста штук и выше. С тысячи я, конечно, не начинала — было страшновато. Начала с двухсот. И получила огромное удовольствие от собирания. С этого момента, улетая в Лондон, я брала с собой большой чемодан. Чтобы увезти с собой гору паззлов.

Какое-то время я пыталась собирать паззлы с картинами и экспозициями. Но у меня дико уставали глаза, и я не могла сконцентрироваться. И теперь собираю только паззлы с карикатурами или с кадрами из мультфильмов. Они хороши тем, что в них очень четкие линии. Хотя собирать их, конечно, в целом сложно — на картинке обычно очень много разных фигур.

Паззлы тоже можно классифицировать: на какой бумаге сделаны, какие фирмы их производят. Одни, естественно, хуже, другие лучше. Польские все время расклеиваются, не прикладываются друг к другу. Английские и немецкие обычно очень хорошие. Есть паззлы-картинки, есть паззлы-загадки, есть двусторонние паззлы — собираете картинку, переворачиваете, а там еще одна, другая картинка. Есть голографические паззлы, но от них глаза устают, я такие не люблю.

Когда я решила переезжать в Англию в 1995 году, я поняла, что взять все мои паззлы с собой просто невозможно. Так что процентов 80 коробок я отдала в детские дома, а оставшиеся коробок 50 притащила в офис — народ разобрал их просто на ура. Осталось лишь несколько коробок, штук 10-15, которые настолько для меня дороги, что не было даже и мысли их отдать. Они лежат у моей сестры. Она постоянно ругается, но держит их. В Лондоне я начала новую коллекцию. И представленные фотографии именно из нее.