«Белая лента» — первая картина, которую Роднянский и Клебанов представили, уже будучи совладельцами компании «Кино без границ». И тот и другой смотрели фильм не в первый раз. Сэм Клебанов оценил «Белую ленту» еще в Каннах, где картина получила «Золотую пальмовую ветвь». Тогда фильм его поразил, но фестивали плохи тем, что получить удовольствие от пятой за день картины непросто.

Премьера в Москве была если не скромной, то уж точно не громкой. Ни ажиотажа зрителей, ни толпящихся знаменитостей, которые перед сеансом позируют фотографам и уходят, как только в зале гаснет свет. Все было очень по-домашнему, почти всех гостей Клебанов и Роднянский знали в лицо. На входе каждому завязывали на руке белую ленточку, под потолком были натянуты полоски белой ткани — оказалось, это специально сделанная к премьере инсталляция «Мосты» художника Апанди Магомедова из «Айдан Галереи».

Войдя, зрители первым делом видели фотографии со съемок фильма, в основном детские. Если бы не цветная пленка, можно было бы подумать, что снимки сделаны в начале века. И дело не только в старомодных костюмах, но и в лицах. Ханеке полгода отбирал кандидатов на детские роли — отсмотрел более семи тысяч претендентов. 

Действие фильма происходит в немецкой деревушке в канун Первой мировой войны. Голос за кадром, принадлежащий местному учителю музыки, беспристрастно рассказывает историю тех лет. Все начинается с несчастного случая, за которым следует череда драматических событий. Странным образом каждый раз поблизости оказываются дети, пугливые и неразговорчивые. В семьях детей воспитывают по-протестантски строго, наказывают за малейшие провинности. Чтобы пощадить психику зрителей, режиссер несколько раз буквально захлопывает перед их носом дверь — и только по звуку (свист плетки, стоны и всхлипы) можно догадаться, что за ней происходит. Через 20 лет эти дети станут фашистами.

Белая лента — своего рода наказание для детей: ее завязывают на руке, вплетают в косы, она как клеймо, которое символизирует неодобрение родителей.

Длинные планы, статичная камера и размеренное повествование, казалось бы, должны утомлять, но Ханеке удается держать внимание зрителя до финальных титров.

Изначально «Белая лента» шла три с половиной часа, но продюсеры решили сократить фильм на час, иначе с прокатом могли быть трудности.

Из «Пионера», впрочем, все равно выходили за полночь, многие благодарили Роднянского за «замечательное» кино. Пожалуй, это был самый неточный эпитет.

Александр Роднянский, которому «Белая лента» напомнила «Гибель богов» Висконти, назвал картину Ханеке шедевром.

А Сэма Клебанова больше всего поразила «философская глубина и многослойность» фильма.

Среди картин, которые Клебанов и Роднянский собираются прокатывать в России, шесть номинированы на «Оскар» — понятно, что партнеры ждут вручения премии. «Белая лента» попала в две номинации: «Лучший иностранный фильм» и «Лучшая операторская работа».

По словам Клебанова, «Оскар», безусловно, поможет картине сделать сборы в России, но, даже если фильм останется без премии, у него все равно будет большая аудитория.