Почему на вино в России адские цены
Когда за вино отдаешь в два-три раза больше, чем в Европе, возникает резонный вопрос: откуда такой ценник? Хочется обвинить кого-то одного: продавца, государство, избалованных москвичей, готовых покупать вино за любые деньги, но дело в системе в целом. Мы решили разобраться, что влияет на цены на вино в России и можно ли что-то изменить.
Зачем завтра, если есть сегодня
Большую часть вина мы покупаем с двойной наценкой: сначала свою делает импортер, который привез вино в страну, потом еще магазин. Оба могут накрутить по максимуму, так что из 1000 рублей, которые мы отдаем за бутылку, на наценку приходится половина, а то и больше. Для такой наценки не всегда есть объективные причины.
Чаще и магазин, и импортер делают ее из опасения «кто его знает, что будет завтра». Заработать побольше с каждой бутылки им кажется надежнее, чем делать скромную наценку и надеяться, что хорошие объемы продаж все компенсируют. При этом и импортеры, и розница больше накручивают на дешевое вино: вроде как ценнику еще есть куда расти. В наших реалиях такой подход можно понять, но у него есть очевидные минусы.
К чему это приводит
Импортер везет к лету бодрое пино гриджо, но ставит его по 1000 рублей вместо 600–700 и за сезон продает несколько тысяч бутылок из десятка тысяч привезенных. Не проданное вовремя пино гриджо томится на складе и превращается в «закопанные» деньги, которые лучше было бы пустить в оборот. Оно пролежит долго, пока о нем не вспомнят и не попробуют продать по акции. Только оно уже будет не в лучшей форме: недорогие белые долго не живут. Так же перекрутить цену на вино и обречь его стареть на складе может и магазин. В общем, дряхлые белые, розе и игристые в магазинах, как и сдувшиеся недорогие красные — отсюда.
Есть и те, кто делает небольшую наценку, но найти таких — задача не из легких. Нужно масштабно сравнить цены на вина одной и той же категории у разных продавцов, а это требует сил и времени. К тому же мешает ложный рефлекс: когда видишь низкую цену, думаешь, что это вино попроще, а не сравнимое по качеству, но с более скромной наценкой.
Все выживали как могли
Чемпионы по наценке на вино, конечно, рестораны. Недорогие бутылки часто сто́ят там в три раза дороже, чем у поставщика. В индустрии считается, что при меньшей наценке ресторану не выжить. Хотя в сумме расходов алкоголь далеко не самая значимая статья. Аренда, ремонт и персонал даже по отдельности стоят заметно больше. И результат здесь такой же, как у импортеров с розницей.
К чему это приводит
Если ресторан покупает вино за 1000 рублей, то в свою винную карту поставит его уже за 3000–3500. Хотя, если продавать то же вино за 2000, его будут заказывать охотнее, и объемы продаж легко компенсируют скромную наценку. Некоторые «прогрессивные» бары и рестораны так и поступают, и именно в них лучше ходить за вином.
Некогда оптимизировать, я работаю
Наценка импортера или сети магазинов напрямую зависит от того, как устроен их бизнес. В нее закладывают все расходы: налоги, кредиты (актуально для импортеров, ставка кредита на покупку вина может доходить до 35% годовых), затраты на аренду, зарплату сотрудникам, маркетинг. Если штат раздут или офис и склад обходятся неоправданно дорого, за это платит покупатель.
Тот же дорогой офис в центре — для многих не излишество, а важный показатель успешности компании. А под оптимизацией тут обычно понимают снижение зарплат или сокращения. Насколько важно отладить рабочий процесс в целом, могут не понимать на всех уровнях, отсюда классический ответ: некогда нам про оптимизацию думать, работать надо.
Комфорт дороже денег
Зарабатывать на невысокой наценке и объемах продаж пока готовы не все. Как и по-настоящему учитывать запросы клиента, хотя такой подход экономически более выгоден. У бизнеса все как у людей: понимаешь, что выиграешь от какого-то изменения, но для этого надо решиться шагнуть в неизвестность, прилагать усилия — а сейчас все пусть и не идеально, но спокойно и предсказуемо.
К чему это приводит
За последние несколько лет даже любители вина с хорошим доходом перешли на разумную экономию и выбирают бюджетные вина. Но в портфелях импортеров большую часть нередко занимает дорогое вино, потому что возить его проще, чем бюджетное. С небольшой партии дорогих бутылок можно выручить столько же, сколько и с крупной партии бюджетных, а возни с логистикой и складами меньше. Плюс искать дорогие вина легче: они все на виду и на слуху, да и качество их не вызывает вопросов.
Твоя моя не доверять
Импортер и розница не пытаются услышать потребителя с его заботами, да и друг друга тоже. Их отношения скорее похожи на попытки побольше отжать друг у друга, чем на выгодное всем сторонам сотрудничество. У крупных сетей жесткие условия и штрафы, у импортеров не всегда оправданные наценки и ассортимент не самый продуманный. В итоге покупатель вынужден выбирать из того, о чем импортер и розница сумели договориться и что им удобно продавать, а это не всегда то, что покупателю нужно.
Встречают по скидке
Способы ведения бизнеса или отношение к клиентам изменить очень сложно, но можно. Но есть момент, с которым почти ничего нельзя сделать. Вино из Европы редко может стоить у нас как там, потому что винодел не всегда дает на него хорошую скидку. Чем вино дороже и престижнее, тем меньше скидка. И тем дороже оно обходится импортеру.
Потом он заплатит за вино таможенную пошлину, акцизный сбор и НДС — и чем дороже вино, тем больше эта сумма. Плюс потратится на логистику и оклейку всех бутылок акцизными марками и контрэтикетками на русском языке. С учетом всех этих расходов вино уже будет стоить как в Европе, а импортеру еще нужно на нем заработать. Следом розница купит это вино у импортера, пусть даже со скидкой, и сделает на него свою наценку. Отсюда и разница с европейским ценником в полтора-два раза.
Зато на вино, которое в Европе стоит пять-семь евро и меньше, импортеру проще получить очень хорошие скидки: такого вина много, и винодел готов на уступки, чтобы хоть как-то продаться. Если импортер и розница не сделают наценку по верхней планке, цена на такое вино у нас может быть сопоставима с европейской. Но случается это нечасто.
На инфографике видно, что и российский импортер, и европейская розница закупают вино по одной цене — €2,4. И дальше каждый из них сделает свою наценку.
В наценку импортер вынужден закладывать все расходы по перевозке вина в Россию и его оформлению. А еще он, естественно, должен что-то заработать — и тут уже каждый наценивает, сколько позволяет совесть и бизнес-процессы.
Кстати, под «ценой в Европе» мы обычно подразумеваем цену производителя или цену на вино в регионе его производства. И в этом случае вино и правда будет стоить ощутимо дешевле, чем в России. Но и в европейских ценниках тоже есть сильный разброс — иногда до 40–50% в пределах одной страны. Тамошняя розница тоже умеет накручивать, причем чуть ли не больше нашей. А испанское вино, например, в Германии будет совсем не дешевым.
Лучшее, конечно, впереди
Но дела не так плохи, как может казаться. С кризисом импортеры взялись перетряхивать портфели, от пафосных вин частично отказываются и активнее ищут новые, из менее раскрученных регионов и хозяйств.
Потребители стали более разборчивы и тратят деньги осторожнее, поэтому импортеры чаще стараются учитывать их вкусы. Развивают собственную розницу, открывают бары и рестораны — это прямая связь с людьми, так лучше понимаешь, какие вина нужны людям и что активнее берут. Свои магазины и винотеки есть у компаний Simple, MBG-Wine, Fortwine, DP-Trade и некоторых более мелких импортеров.
Розница и рестораны тем временем взялись возить вино сами — убрали из процесса импортера с его наценкой. Так и вино им достается дешевле, и выбора больше. Свой импорт есть у «Азбуки вкуса» и «Отдохни». Иногда торговые сети обзаводятся еще и собственной торговой маркой. Вина приват-лейблов, как правило, стоят на 20–30% дешевле аналогов.
Как быть умнее системы
Пока все только начинает меняться, дополнительные стимулы винной индустрии не повредят. Ну а чтобы не оказаться жертвой текущей ситуации, можно освоить пару лайфхаков:
Изменить ситуацию на винном рынке сложно, но можно. Но для этого должна постараться каждая из сторон. Импортерам и продавцам нужно перестроиться, договориться друг с другом и подумать о потребителе. А покупателям — вспомнить, что спрос таки диктует предложение, и выбирать вино более осознанно, избегая товара с чрезмерной наценкой. Глядишь, так через несколько (десятков) лет победим.
Если понять, как работают цены на вино, найти его за гуманные деньги становится сильно проще. Сервис Invisible честно рассказывает, как все устроено, и обеспечивает хорошим вином под любой бюджет и повод. Всем нашим московским читателям Invisible дарит пару правильных бокалов с первым заказом.