Татьяна Очагова, быший директор гастронома

Татьяна шесть лет назад переехала с мужем из Москвы в деревню Александровка Наро-Фоминского района. Сейчас у нее свой дом, 20 кур разных пород, перепелки, индюшки, цесарки, небольшое стадо коз.

<object width="480" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/NNKzWTnuilM&hl=ru_RU&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/NNKzWTnuilM&hl=ru_RU&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="385"></embed></object>

В Москве Татьяна работала директором гастронома «Можайский». В перестроечные времена занималась ресторанным бизнесом. Когда у младшей дочки началась сильнейшая астма, ей пришлось уволиться и заняться лечением ребенка. Помогли перепелиные яйца. Прямо в московской квартире завели шесть перепелок. Теперь дочка выросла, получает второе высшее образование. О своей болезни больше не вспоминает.

Переезд в деревню начался с дачи. Купили, чтобы летом отдыхать ездить. А на даче решили кур разводить — «чтоб яйца были хотя бы». Ну а дальше — больше. Через три года весь участок был засеян укропом, петрушкой, морковкой. А куры между грядками бегали. 

Как говорит Татьяна, «опыта никакого не было. Но я человек общительный. Где-то что-то спрашивала. Читала книжки фермерские. Теперь уже ко мне за консультациями приходят».

«Нисколько не жалеем, что переехали, — продолжает Татьяна. — Первые два года вообще эйфория была: неужели наконец на земле? Наконец сами что-то вырастили».

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Развести коз Очаговы долго не решались, помог случай. Татьяна рассказывает: «Первую козу с козлом нам подкинули. Однажды слышу шум какой-то на улице. Выхожу во двор, вижу, коробка лежит, а там два козленка только что родившихся. Еще мокрые. Кто подкинул, не знаю. Мы их выходили. Козла уже давно съели, а коза вот очень хорошая оказалась. Окрепла, выросла. Третий раз уже беременная».

<object width="480" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/hBmVK_MJ-Yg&hl=ru_RU&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/hBmVK_MJ-Yg&hl=ru_RU&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="385"></embed></object>

Ирина Боканова, бывший повар

«Мы сами из Москвы. Но уехали. Надоела Москва. Я всю жизнь работала в общепите. Поначалу ездила отсюда в Москву. А тут держала уже двух поросят. Двух быков. Было желание большое. Интересно было. Здесь на себя работаешь, а там на дядю». У Ирины  Бокановой с мужем свой дом в деревне Пожитково Московской области. Семь лет назад они окончательно переехали из города сюда. За это время удалось создать серьезное хозяйство: куры, утки, гуси, цесарки, фазаны, кролики, козы.

<object width="480" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/F-zU5SqTJbE&hl=ru_RU&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/F-zU5SqTJbE&hl=ru_RU&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="385"></embed></object>

Подход у Ирины вполне себе предпринимательский: «Живую птицу выгоднее продавать. Особенно молодняк. У нас многие весной покупают, чтобы летом выращивать у себя на даче. Пять месяцев — и курица готова. Многие покупатели, которые у нас деревенских кур берут, очень плохо воспринимают бройлеров. Хотя наш бройлер от фабричного очень сильно отличается. Чем мы кормим и чем там кормят. Они на фабриках света белого не видят. Потому мы обычно говорим, что это мясные породы».

Тут же, рядом с кроликами, живет козел. По нынешним временам — большая редкость. Ирина говорит: «Многие не хотят, только коз держат. А приходят ко мне и просят, чтобы я дала своего козла покрыть их коз. Я прошу с них 1500 рублей. Удивляются, почему так дорого. А мне ж этого козла вонючего весь год кормить надо. Следить, чтоб он моих коз только раз в год покрывал. А люди этого не понимают».

Кроме того, здесь у Бокановых есть и цесарки, и фазаны. «Из птицы у цесарок самое вкусное мясо. Хотя растить ее проблемно. Набирает до килограмма всего. Крылья надо подрезать все время. Яйца отслеживать. Она же где бежит, там и снести может».

Про Москву Ирина Боканова и вспоминать не хочет: «Уехали — и славно. Назад только силой затащат!»

Ирина Комарова, бывшая учительница музыки

Ирина Комарова живет в садовом товариществе «Терра» в 70 километрах от Москвы по Новорижскому шоссе: «Москва — это место скорее тусовочное. Даже старики начинают заигрываться. Ходят куда-то, танцуют. А они должны заниматься грядкой. Должны заниматься хотя бы двумя курочками. А они тусуются, ходят по ресторанам. Глупостями занимаются. А в стране коров уже не осталось. Что нам предлагают взамен? Передачу тут видела. Из двух килограммов сои можно сделать 12 литров молока».

Ирина по профессии преподаватель музыки. Фортепиано и теория музыки. «Я считаю, — говорит она,  — что в жизни все должно быть сбалансировано. Должны быть крестьяне, должны быть артисты, должны быть юристы. А сейчас такая ситуация: весь этот глянец наступает, все эти сапфиры, шутки-мутки. А людей дела, людей земли нет».

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

«Я летом езжу к родственникам в Сибирь, ни одной коровы не видно на полях, —  продолжает Ирина. — Вокруг уже все думают, что продукты растут сразу в упаковке».

Свое хозяйство Ирина начала с пяти перепелок. Потом взяли 50 перепелок, потом 250. Постепенно отработали все, начитались книжек. Кур второй год разводят. «Я не люблю, когда птица умирает, — рассказывает Ирина. — Как подрастут цыплята, всегда стараюсь всех поднять. Я в них в первую очередь курицу вижу, а не мясо. Я сначала над каждой перепелкой умирающей рыдала. Потом что-то перестроилось у меня. Я поняла, для чего это все нужно. Скотину надо любить, давать ей максимум, чтобы она выросла крепкой и хорошей. Чтобы и ей было приятно жить, и мне. Чтобы скотина прожила короткую, но счастливую жизнь». 

<object width="480" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/ZfvcITrDOSc&hl=ru_RU&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/ZfvcITrDOSc&hl=ru_RU&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="385"></embed></object>

Комарова, похоже, и вправду верит, что ее куры — самые счастливые в мире:  «На птицефермах куры уже невкусные. Они сидят на комбикорме и воде, как сельди в бочке. Солнца не видят. По земле не ходят. А курица должна гулять, травку щипать, землю рыть, сама поймать червяка. У нее это природой заложено. Мои куры — они свободные, они счастливые.  А куры счастливые — значит, и мы, люди, тоже счастливые!» Куры, перепелки, цесарки, козы и козлы делают этих людей счастливыми. А обретение счастья — это одно из приятнейших наблюдений. Так что я, как всегда, отправляюсь в очередную сельскохозяйственную экспедицию.