Зоологи из Тель-Авивского университета помогают градостроителям решать извечный вопрос: что лучше для человека, город «в клеточку» (как Манхэттен, Питер или ТК), или город-лабиринт (как, например, Москва, Нью-Орлеан или Иерусалим).

Иллюстрация: www.eurekalert.org
Иллюстрация: www.eurekalert.org

Ученые поместили крыс на площадку 2х2 метра, на которой были расставлены разные предметы (по одной крысе за раз, каждую крысу — на 20 минут). Попав в новое пространство, крыса всегда начинает бегать по нему, изучая все новое. В половине случаев предметы были расставлены хаотично (см. верхнюю левую картинку), а в половине — по ровным «вертикалям» и «горизонталям» (см. верхнюю правую картинку). Всякий раз, оказавшись в беспорядочном («московском») пространстве, крысы толкались в основном вокруг точки, где их высадили (см. нижнюю левую картинку). А в клетчатом пространстве усатые пешеходы за 20 минут обегали почти весь «город» (см. нижнюю правую картинку). Вывод: упорядоченное градостроение стимулирует творческое изучение и освоение пространства.

Я позвонил аспирантке из этой группы по имени Оснат Яски.И говорю ей: «А вот многие считают, что прямоугольные города скучные, в них типа нет души....» А она мне: «Ну, вот вы представьте: приезжаете вы в незнакомый город. Если это лабиринт, вы же будете топтаться вокруг своей гостиницы. Ну, найдете какие-то вокруг ориентиры — типа ресторан или синагогу... А в Нью-Йорке — красота! Аптаун, даунтаун — все понятно и манит исследовать».

Я не стал спорить. Крысы, и вообще большинство млекопитающих, действительно любят прямые дорожки. Вот и в доме мыши всегда бегут вдоль плинтуса... Но приматы — жители кроны деревьев, притом самые «зрительные» из млекопитающих. Мы любим визуальное разнообразие. Я вот обожаю Иерусалим, хотя совершенно в нем не ориентируюсь. Обычно специально теряюсь и потом всегда нахожусь. И в комнате у меня всегда творческий беспорядок...Не знаю, как ко всему этому относиться. А вы что думаете?