В рамках крупнейшей нью-йоркской ярмарки современного искусства The Armory Show прошла дискуссия о том, как лучше определить всю совокупность творческих направлений, которые это самое искусство вмещает. Вместе со Светланой Бойм в круглом столе, названном Post-What, участвовали кураторы Кейт Фаул (Kate Fowle) и Ингрид Шафнер (Ingrid Schaffner) и художники Душко Петрович (Dushko Petrovich) с Александром Сингхом (Alexandre Singh).

Модератор Жоао Рибас (Joao Ribas) сразу обозначил предмет разговора: принятая в арт-индустрии терминология становится все запутанней. Слов с приставкой «пост» появляется все больше: постмодернизм, постпостконцептуализм, постпостминимализм, постпостструктурализм, пост-9/11, посткризис, а смысл этих «измов» ускользает.

Светлана Бойм предложила решить эту проблему при помощи придуманного ею термина Off-modern. Он совокупно описывает искусство нашего времени, когда все, что можно придумать, кажется, уже придумано, написано, нарисовано, сфотографировано, сделано. Бойм пояснила, как пришла к своему открытию.

Техническому прогрессу профессор Гарварда предпочитает игру с техниками, а культурному многообразию — «альтернативную солидарность».

Она предлагает и иную концепцию новых медиа. По ее мысли, те вовсе не обязаны полностью следовать логике технического прогресса. Скорее, им следует играть с новой техникой донесения своего сообщения, растягивая, разрывая, ломая его технологическую основу.

Светлана Бойм рассказала, что ее идеи используют в своем творчестве индийские художники из объединения RAQs, албанец Анри Сала и лондонский коллектив Off-modern.

Прошедшей дискуссией она осталась довольна.

С полным текстом «панического манифеста» Бойм можно ознакомиться здесь.