Светлана Бойм придумала, как объяснить современное искусство

В последние десятилетия художники испытывают все больше проблем с самоидентификацией. Светлана Бойм решила им помочь, придумав для описания всей совокупности их творческих манер и направлений новое особое слово

Фото: AFP/EastNews
Фото: AFP/EastNews
+T -
Поделиться:

В рамках крупнейшей нью-йоркской ярмарки современного искусства The Armory Show прошла дискуссия о том, как лучше определить всю совокупность творческих направлений, которые это самое искусство вмещает. Вместе со Светланой Бойм в круглом столе, названном Post-What, участвовали кураторы Кейт Фаул (Kate Fowle) и Ингрид Шафнер (Ingrid Schaffner) и художники Душко Петрович (Dushko Petrovich) с Александром Сингхом (Alexandre Singh).

Модератор Жоао Рибас (Joao Ribas) сразу обозначил предмет разговора: принятая в арт-индустрии терминология становится все запутанней. Слов с приставкой «пост» появляется все больше: постмодернизм, постпостконцептуализм, постпостминимализм, постпостструктурализм, пост-9/11, посткризис, а смысл этих «измов» ускользает.

Светлана Бойм предложила решить эту проблему при помощи придуманного ею термина Off-modern. Он совокупно описывает искусство нашего времени, когда все, что можно придумать, кажется, уже придумано, написано, нарисовано, сфотографировано, сделано. Бойм пояснила, как пришла к своему открытию.

Техническому прогрессу профессор Гарварда предпочитает игру с техниками, а культурному многообразию — «альтернативную солидарность».

Она предлагает и иную концепцию новых медиа. По ее мысли, те вовсе не обязаны полностью следовать логике технического прогресса. Скорее, им следует играть с новой техникой донесения своего сообщения, растягивая, разрывая, ломая его технологическую основу.

Светлана Бойм рассказала, что ее идеи используют в своем творчестве индийские художники из объединения RAQs, албанец Анри Сала и лондонский коллектив Off-modern.

Прошедшей дискуссией она осталась довольна.

С полным текстом «панического манифеста» Бойм можно ознакомиться здесь.

Теги: Бойм
Комментировать Всего 5 комментариев

Мне всегда казалось, что у художника не может быть проблем с самоидентификацией. Его идентифицируют и классифицируют другие - те, кто воспринимает его творчество. А сам художник в свободном пространстве воображения.

Да, Евгений. Более того, обычно художники против, когда их причисляют к каким-то движениям и направлениям, за исключением, когда они сами их основали. А вопрос "пост-измов" больше волнует критиков и кураторов. 

Проблемы с самоидентификацией художника появляются вместе с мифом о Протее.

Затем, развиваются вместе с меняющимися выражениями  лица и  мимикрией татуировок,

фиговыми листками и карнавалами, историческими стилями и  модами.

Творчество становится травестией Бога, как Творца масок.

(например, смена периодов у Пикассо).

Мне кажется, что со времён модернизма, - это связано с появлением

персональных выставок и мальтузианским ростом их числа.

До 19-го века, что-бы почитатели  художника организовали такое чрезвычайно

редкое тогда явление, как ретроспективную персональную выставку,

художнику надо было умереть.

В сегодняшнем Нью-Йорке, за один сезон прокручивается несколько тысяч персоналок.

После каждой персональной выставки художник  символически умирает.

Смерть становится пост-реинкарнацией.

Затем, начинаются новые работы, новая "реинкарнация при жизни".

В конце концов, начинаешь чуствовать себя гибридом всех своих  перевоплощений:

и гусеницей, и бабочкой одновременно.

Рождённый ползать летает.

Виталий, как неожиданно Вас здесь встретить! Вы - яркий пример подобных реинкарнаций. Очень интересно: значит, такие поиски и перерождения связаны с персональными выставками.

Да, мне так кажется, но вероятно существуют и другие объяснения.

Иногда художник не меняется из-за того, что собиратели, как филателисты,

ищут те же марки, что и в других коллекциях .

Но чаще, причины повторяемости остаются для меня такими же загадками,

как существование и повторяемость Законов Природы.

Когда будет открытие Вашей выставки?