Галина Тюнина: Театру чужд соревновательный дух

В этом году наш спектакль «Улисс» выдвинули на «Золотую маску» в номинации «Спектакль большой формы». Но я не очень люблю театральные премии, потому что, мне кажется, соревновательный дух театру в принципе чужд. И мне не очень понятно, кого, как и с кем будут сравнивать

Иллюстрация: GettyImages/Fotobank
Иллюстрация: GettyImages/Fotobank
+T -
Поделиться:

Вот, например: что такое «театр малой формы» и что такое «театр большой формы»? Если у нас 100 мест — это театр малой формы, а если 500 мест — театр большой формы? Главным героем считается артист, у которого много слов? Или все-таки артиста по каким-то другим критериям нужно судить? Что такое «театральное открытие»? Я считаю, что в театре иногда провал, ошибка, неудача может быть дороже и важнее, чем явная удача и успех. Поэтому я не очень верю в суждения жюри, какими бы они ни были, доброжелательными или нет. Награждают лучших из лучших и исключительнейших. Но присматриваться к артистам надо гораздо внимательнее. Может быть, кого-то нужно поощрить сегодня, потому что через 10 лет это будет очень большой артист. Но нужно это увидеть. А иногда человека, который сегодня блистает, не нужно поощрять, потому что он уже сам себя поощрил и сам собой доволен. В этом смысле, конечно, есть масса вопросов.

Мне кажется, что театральная премия — это всегда повод для возбуждения и зарождения каких-то совершенно ненужных артистам мыслей. Во всяком случае, когда жюри приходит смотреть спектакль, никогда ничего хорошего не происходит. Когда приходят только для того, чтобы оценить — тебя, твой дар или спектакль, как-то все сразу теряет смысл, не хочется играть и что-либо доказывать. А когда к тебе приходят люди с совершенно другими целями и мыслями, тогда происходит то удивительное, чего ни одна комиссия, ни одно жюри никогда не увидит. Судьям лучше приходить незаметно, чтобы никто не знал, что сегодня на спектакле будет тот человек, который оценивает его со всех сторон.

Мне гораздо ближе фестивали — когда съезжаются театры, когда есть возможность посмотреть спектакли, до которых я, например, никогда не доберусь, а у них есть возможность увидеть в Москве то, что они не видят у себя. Мы ведь очень редко видим, что делают другие: даже когда сам приезжаешь на какие-то фестивали — играешь и сразу уезжаешь. Нет возможности остаться и смотреть, смотреть, смотреть... Когда приезжают в Москву, мы стараемся бегать на разные спектакли, чтобы видеть. Я очень люблю это радостное ощущение.

Комментировать Всего 1 комментарий
А между тем почти никто не отказывается

Галина, все, что вы говорите, резонно. При этом никто почти никогда не отказывается от участия в конкурсе той же "Золотой маски" (ну, Мариинка отказалась разве что). В том числе и Петр Наумович не отказывается, не так ли? Видимо, не считает, что театру чужд соревновательный дух?