Катя Кибовская, Тюша Яковлева

/ Нью-Йорк

Ленин жив?

В Нью-Йорке поставили трагикомедию про тело Ленина

Фото: Getty Images/Fotobank
Фото: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

На крохотной сцене стоит стеклянный саркофаг, в нем — тело Ленина. Вокруг сцены буквой П расположились зрители, они напряженно всматриваются в лицо вождя. Вид у него здоровый, можно даже сказать, цветущий. Оно и понятно: Ленин — в исполнении актера Питера Мэлони (Peter Maloney) — будет то и дело резво выскакивать из гроба-аквариума и рассказывать анекдоты. Так начинается спектакль «Бальзамировщики Ленина» (Lenin's Embalmers) нью-йоркской труппы Ensemble Studio Theatre.

Главные герои спектакля — биохимик Борис Збарский и анатом Владимир Воробьев, которым в 1924 году было приказано найти способ сохранить тело Ленина для потомков. Мелькают и другие исторические личности: Крупская, Сталин, Троцкий. Живой труп Ленина тоже важный персонаж этого фарса. На протяжении всего спектакля герои не переставая шутят на тему смерти: как сказал Питер Мэлони, когда работаешь со столь сложной темой, можно либо плакать, либо смеяться.

Спектакль поставлен по пьесе Верна Тиссена (Vern Thiessen), который, в свою очередь, основывался на мемуарах Ильи Збарского — сына ученого, который вслед за отцом работал в лаборатории при Мавзолее. Исполнитель роли Бориса Збарского Скотт Сауэрз (Scott Sowers) сказал, что играет ученого так, как представляет себе русских.

Шутки шутками, но за абсурдом происходящего проступает историческая канва. Герои обсуждают убийство Троцкого, репрессии, ГУЛАГ. «Чем Ленин отличается от Сталина?» — спрашивает один, ему отвечают: «Ленин собирал шутки о себе, а Сталин — людей, которых за шутки собирал в лагеря». Некоторые анекдоты (имеющие, впрочем, реальную подоплеку) авторы используют как сюжетные ходы. Например, в спектакле между заключенными происходит такой разговор. «Я здесь за то, что назвал Збарского революционером». — «А я за то, что назвал Збарского контрреволюционером». — «Смешно, я и есть Збарский». Есть приметы откровенного мифотворчества: Воробьев в спектакле кончает жизнь самоубийством — когда за ним приходят по приказу Сталина, он хватает пистолет и с криком «Не стреляйте!» стреляется сам. На самом же деле он умер на операционном столе.

В финале над саркофагом с телом Ленина звучит песня «Такого, как Путин». Концовка выглядит несколько натянутой, но автор пьесы объяснил, что они с режиссером хотели сказать таким финалом.