Фото: Brittany Neale
Фото: Brittany Neale

Исследования показывают, что женщины чаще мужчин беспокоятся об экологических проблемах и стараются найти пути их решения: сортируют отходы, не стесняются ходить с экомешочками, придумывать новые варианты использования бывших в употреблении пластиковых стаканчиков. В Greenpeace обратили внимание на это явление и придумали проект «Ничего лишнего» — серию монологов героинь, спасающих планету от мусора. «Сноб» публикует одну из этих историй и предлагает пройти чек-лист полезных привычек, который помогает каждому снизить количество мусора в своей жизни.

Когда я была беременна сыном, мне хотелось найти натуральную косметику и бытовые чистящие средства, которые были бы безопасны для ребенка. Ничего подобного на тот момент в России не было, и мы с семьей решили создать компанию по производству стопроцентно натуральной косметики и средств для дома. Так появился бренд МиКо. С первых дней работы мы старались внедрять в офисе и на производстве экологичные решения, в том числе минимизировать количество мусора. 

Упаковка, которую выбросят

Согласно нашим наблюдениям, после покупки косметики женщины обычно сразу выкидывают упаковочную коробочку — дома она им не нужна. Поэтому наша компания решила отказаться от упаковки, если объем продукта позволяет нанести всю нужную информацию непосредственно на баночку или тюбик. Если же без дополнительной упаковки не обойтись, мы выбираем вторично переработанный картон. На этот же материал мы переводим вообще всю печатную продукцию, но, к сожалению, пока не все типографии готовы с ним работать.

Для многих «экологичность» — это способ получить дополнительный доход: зарабатывать получается на том, что спрос на продукцию из вторсырья есть, а предложения почти нет. Например, бумажный пакет из макулатуры стоит 60 рублей, а пакет из первичной целлюлозы — всего 12 рублей. Получается, что если производитель становится внимательнее к окружающей среде, то его продукция дорожает. 

«Экологичность» же в моем понимании — это прежде всего «бережное отношение к природе и человеку». Поэтому моя компания ищет партнеров, которым близок такой подход и которые объективно формируют стоимость их продукции. Сейчас мы используем вторичный картон для упаковки мыла, стирального порошка. Помимо того, что он уже сделан из макулатуры, его можно будет переработать еще раз.

Я уверена, что на упаковке можно и нужно экономить: вторичный картон получается на два рубля дешевле, чем первичный, выглядит не хуже и позволяет бизнесу заботиться о природе. В итоге за год можно сэкономить до 200 тысяч рублей, разумеется, если речь идет о больших объемах производства.

Стекло в оборот

В составе многих продуктов, которые производит моя компания, есть эфирные масла, и потому они упакованы в темное медицинское стекло. Оно хорошо сохраняет все полезные компоненты, и продукт остается эффективным и безопасным в течение всего срока годности. Пластик для такой косметики мы не используем, потому что эфирные масла вступают с ним в реакцию. 

Стеклянную упаковку мы принимаем обратно через лицензированную компанию, которая пока возвращает нам от 1 до 3 процентов стекла. Кроме того, в наших фирменных магазинах организованы пункты приема.

Такое стекло мы за свой счет стерилизуем и проверяем. Если на нем есть сколы или царапины — сдаем в переработку, а если оно целое — заново наполняем: темное стекло во многих регионах не принимают, а когда флакончик можно спасти — это здорово. Так мы хотим снизить количество мусора, хотя иметь бесплатную тару тоже неплохо.

Мы также полностью несем расходы по доставке. Для себя мы посчитали, какой объем надо возвращать, чтобы это было выгодно с точки зрения логистики, не было лишних выбросов углекислого газа, а стоимость возвратного флакона не была в десять раз выше стоимости нового. Обычно за месяц набирается хороший объем стекла, и если поставка первичной упаковки задерживается, мы можем неделю-другую обходиться без нее.

Важно обращать внимание на мелочи. Например, бумажная этикетка на нашей стеклянной упаковке крепится на специальный клей, легко отходит при контакте с водой, и ее можно сдать в переработку.

И все же от некоторых наших идей пока приходится отказываться. Например, мы хотели перейти на экологичные краски при изготовлении этикеток, но цена одной такой наклейки оказалась слишком высокой — 60 рублей. Приходится соблюдать баланс между экологичностью и жизнеспособностью предприятия.

При этом много отзывов и предложений мы получаем от наших покупателей. Так, молодые мамы волновались, что стекло может быть опасно для ребенка, ведь он может уронить баночку в ванну во время купания. Мы прислушались к этому и стали выпускать детскую серию в перерабатываемой пластиковой упаковке. На этикетках мы указываем вид пластика, из которого сделан флакон, включая крышечки, чтобы можно было понять, как правильно сдать упаковку на переработку.

Фото: Никита Калюжин
Фото: Никита Калюжин

Маленькая этикетка контроля вскрытия

Еще один момент при продаже косметики — контроль вскрытия: это когда, например, под крышкой баночки под вакуумом наклеена пленка, чтобы сразу было видно, если кто-то уже «заглянул» внутрь.  Покупателю кажется: «небольшой кусочек пленки — ничего страшного, выброшу». Но это ведь тоже лишний мусор. И поэтому мы не используем полиэтилен в дополнительном контроле вскрытия, хотя такой подход создает нам проблемы по выходу в сети. Был случай, когда посетители магазина вскрыли все наши баночки с масками, из-за чего ретейлеру пришлось вывести их все из продажи. В 2019 году мы хотим придумать, как сделать этикетки контроля вскрытия из разлагаемых материалов.

Иногда наши экологические принципы идут вразрез с коммерческим подходом: действуют правила рынка или сильны привычки покупателя, и он не готов от чего-то отказаться. Мы же не можем производить разную продукцию специально для сетей и отдельно для своих магазинов с лояльной аудиторией. Приходится ждать решений от упаковочной индустрии. Я часто езжу на выставки, где представлены разные виды упаковки. На одной из них я спросила поставщиков, есть ли у них поршневой дозатор, который мог бы выкачивать до конца продукт из стеклянного флакона. Через год они предложили такое решение: внутрь стеклянного флакона вставлен пакет, в нем находится продукт, и при нажатии на дозатор пакет «сдувается», а продукт полностью выкачивается. Но это решение создает еще больше мусора.

Конечно, есть интересные предложения, нуждающиеся в доработке, я вижу изменения в упаковочной индустрии. Раньше никто и не думал об экологичной упаковке, а сейчас на выставках к таким моментам уже относятся с пониманием и часто готовы придумывать новые решения.

Развивать поставщиков

Еще одно правило, которого мы придерживаемся, — раздельный сбор отходов в офисе и на производстве. Вывоз общего мусора может стоить 50 тысяч рублей, но у нас забирают его раздельно по категориям и возвращают за это около 12 тысяч рублей. Получается, используя раздельный сбор, мы экономим до 144 тысяч рублей за год. Такие решения несложны, и их легко можно внедрить на любом предприятии. Вопрос в том, как заразить окружающих такими идеями: не использовать пластик в офисе, не печатать лишнее на бумаге, использовать двустороннюю печать. Мы развиваемся сами и вдохновляем на это наших партнеров, переходя с ними на электронный документооборот. Со многими из них у нас подписаны дополнительные соглашения по экологической политике.

Около десяти процентов партнеров к нашим идеям относятся с пониманием и готовы к изменениям. Большая часть привыкла к прежнему подходу и не хочет изменений. Мы общаемся, разъясняем, что архив сократится в два раза, если печатать документы на двух сторонах листа, меньше тратится бумаги, меньше вырубается деревьев, а они парируют, что им неудобно подписывать такие документы. Я всегда стараюсь убеждать своих партнеров, чтобы для них складывалась ситуация двойного выигрыша. И со временем они прислушиваются. Пусть это и капля в море, но перемены начинаются с малого.

«Продающая» упаковка

Все наши исследования говорят о том, что продает именно упаковка. Сколько бы мы ни говорили, что можно приобретать такой же по качеству товар в более простом виде, среднестатистический покупатель продолжает выбирать товары в яркой упаковке. Еще один маркетинговый ход — слишком большая упаковка, которая не соответствует размеру товара. Если производитель ее использует, он обманывает покупателя и увеличивает нагрузку на окружающую среду: для перевозки переупакованного товара нужно больше места, а значит, машин, дымящих выхлопными газами. 

В Китае предусмотрены штрафы для производителей, чья упаковка на 30 процентов больше самого товара. В России же законодательство очень медленно реагирует на требования времени. Есть вещи, которые должны быть под государственным контролем, и это один из таких моментов.

Мы не делаем большую яркую упаковку, и, возможно, часть потенциальных покупателей нас от этого «не видит». Но потребители, для которых важна эффективность продукта, его качества и которым близки наши ценности, делают выбор в пользу нашего бренда. У нас очень высокая лояльность потребителей: повторные продажи составляют 86–90 процентов.

В этом году мы проведем анализ эффективности принятых мер, купим новое энергосберегающее оборудование и продолжим искать решения по снижению экоследа, Я вижу, что заинтересованных в экологичном подходе предприятий и людей становится больше, и очень этому рада.

Автор: Екатерина Матанцева