Фото: Sandie Clarke
Фото: Sandie Clarke

Исследования показывают, что женщины чаще мужчин беспокоятся об экологических проблемах и стараются найти пути их решения: сортируют отходы, не стесняются ходить с экомешочками, придумывать новые варианты использования бывших в употреблении пластиковых стаканчиков. В Greenpeace обратили внимание на это явление и придумали проект «Ничего лишнего» — серию монологов героинь, спасающих планету от мусора. «Сноб» публикует одну из этих историй и предлагает пройти чек-лист полезных привычек, который помогает каждому снизить количество мусора в своей жизни.

Раньше я работала в ювелирной отрасли, а потом неожиданно для самой себя заинтересовалась экологией. Это случилось после фестиваля во Франции. Я была там с братом, и мы оба плохо говорили на французском. Нам вручили стакан за депозит в евро, и мы долго разбирались, что с ним делать. Сначала мы радовались, что нам достался классный сувенир, а потом поняли, что только в него в барах наливают напитки. После этого стакан можно было вернуть организаторам и получить обратно его залоговую стоимость. Все люди вокруг действительно пили из этих многоразовых стаканов, и под ногами не валялись кучи пластикового мусора. Мы не стали сдавать стакан, а решили забрать его в качестве сувенира. 

Нам понравилась история с залоговой тарой для напитков, она веселая и отлично работает во время массовых мероприятий: фестивалей, спортивных соревнований, ведь сколько еще можно плодить одноразовую посуду?

Когда мы вернулись домой, связались с партнерами во Франции, узнали от них много нюансов по организации процессов и решили запустить подобный проект в России. Мы назвали его капшеринг (от англ. сup — «чашка», и share — «делиться». — Прим. ред.). Сейчас этот проект — моя основная работа и занимает все мое время.

Первый фестиваль

Мы запустили проект летом 2018 года и смогли найти крупного партнера — фестиваль «Усадьба Jazz», который проходит в нескольких городах России. Мы внедрили систему капшеринга на их мероприятиях в Москве, Екатеринбурге, Воронеже и Санкт-Петербурге. Во всех городах посетители фестивалей прекрасно принимали идею депозитных многоразовых стаканов вместо одноразовых. На каждом стакане у нас написана фраза: «Не выбрасывай меня, многоразовый я, твой стакан». Мы наблюдали, как один из посетителей после прочтения этой фразы сказал: «Теперь я не смогу отдать вам стакан, потому что он мой, на нем же написано — мой стакан».

За это лето мы побывали на девяти фестивалях, их организаторы с радостью принимали нашу инициативу, ведь все действительно устали от одноразовой посуды. Владельцы баров были рады, что не нужно покупать многочисленные одноразовые стаканы, а потом организовывать вывоз мусора. Те стаканы, которые все-таки кто-то потерял, гости фестиваля приносили в точку возврата и получали 100 рублей депозита за каждый. Все были очень довольны собой, помогая сохранить природу чистой и при этом зарабатывая. На одном из фестивалей, где полностью внедрили капшеринг, удалось заменить около 65% одноразовых стаканов многоразовыми. Мы надеемся, что эта цифра значительно увеличится в следующем году.

Фото: Никита Калюжин
Фото: Никита Калюжин

Как устроена система

Многоразовые стаканы мы выпускаем в России, а этикетки заказываем в Европе, потому что там они более качественные.

На мероприятиях есть два вида стаканов: одни брендированные, с символикой события, другие — без логотипов, на замену. Если фестиваль идет целый день, люди подходят к бару несколько раз. Они могут наливать напитки в свой стакан, но могут взять чистый, чтобы поменять напиток: например, пили лимонад, а теперь кофе. В конце мероприятия они тоже могут поменять стакан на чистый бесплатно и забрать его с собой или вернуть нам и получить депозит.  Размер депозита зависит от фестиваля, но мы советуем делать его 100 рублей. Это адекватная сумма, ровная, здесь не нужна сдача. В Европе депозит за стаканы составляет от одного до трех евро. Нам возвращают примерно 5–8% стаканов, гости любят забирать их в качестве сувенира. 

Если фестиваль проходит каждый год, мы можем сохранить оставшиеся стаканы на будущее. Мы их моем, обрабатываем и храним. В таком случае фестивалю в следующем году нужно заказывать меньше стаканов, глобальное потребление пластика уменьшается. В дизайне мы специально не привязываемся к году, чтобы стакан жил дольше. Если это одноразовое мероприятие, стаканы идут в переработку. Они из полипропилена, но, так как мы используем цветные этикетки, их нельзя переработать обратно в стакан. Они превращаются в непищевые продукты: банковские карты или хозтовары.

Пока проект на начальной стадии, и сейчас рано говорить о прибыли. Но потенциал мы видим большой. Фестивальный сезон ограничен погодными условиями, так что в другое время мы будем работать с крытыми аренами, спортивными и концертными площадками.

Помимо коммерческой составляющей, это действительно хорошая и добрая история. Про проблему с одноразовыми стаканчиками я и сама раньше не задумывалась, а сейчас понимаю, насколько катастрофична ситуация с пластиком во всем мире. Когда у наших стаканов появились крышки (тоже многоразовые), их стало удобно использовать для покупки кофе с собой. Я выбираю стакан с одного из фестивалей, пью кофе из него, а заодно вспоминаю приятные и смешные моменты из наших поездок по разным городам.

Автор Светлана Ачуева