Игорь Гурович сделал иконы для любимых людей
Кризис — это время дешевых технологий. И время капитальных человеческих ценностей. Ценностей, которые хочется тиражировать. Решили тиражировать благолепие и делать иконы, используя простые народные технологии. Это шелкография на итальянской клеенке — типичная технология кризиса. Самая дешевая печать на самом народном материале. И все честно как умели, так и нарисовали. Этот проект — ни в коем случае не святотатство. Картинки сделаны с любовью, и несут они в себе все те же функции, что и каноническая икона. Тут нет никакой шутки. Собирались сделать выставку, а потом решили, что лучше, если это будут подарки любимым людям, тем, для кого хочется счастья и благополучия. Хотелось, чтоб было красиво, как те раскрашенные открытки, которые в начале 90-х продавали старушки и слепые на вокзалах.
Идея принадлежит Ане Наумовой, моему партнеру, она первая произнесла слово «икона». Сначала подумали, что делать этого нельзя. Можем обидеть или оскорбить. Но я посидел с книгами и понял, какое количество персональных изводов, начиная от итальянцев Возрождения и кончая русскими футуристами и немецкими экспрессионистами, есть на свете. И решил, что имею право сделать свои иконы. Язык графики — парафраз русского футуризма, и если посмотреть внимательно на наши иконы, можно увидеть, что это конструктор: общие ручки, общие ножки, общие пальчики, а дальше, просто переставляя их, можно получить большое количество изводов. Это тоже интересно, ведь канон — это абсолютно дизайнерская история. Комбинируя привычные вещи, строить новые миры, не теряя в качестве. И здесь так же — ровно из этих ручек и ножек получатся в будущем совершенно другие изводы.
Самый поразительный пример неканонического религиозного искусства я видел в этом году в Перми, в Пермской государственной художественной галерее, где выставлена северная деревянная скульптура. Очень сильное языческое начало. Местные жители стали христианами только в конце XIV — начале XV века. Изумительная красота. Все фигуры с выражением лиц, в них есть и боль, и страдание, и удивление. Это смесь барокко с экспрессионистской пластикой и с северным ощущением красоты. Восторг. От него до сих пор и дрожу.