Евгения Кандиано: Память девичья, но при стрессе включается
Превращение маленького человека в большого осуществляется совсем не просто. Как гусенице не миновать стадию куколки перед тем, как стать бабочкой, так и каждому ребенку нужно пройти через переходный возраст прежде, чем он повзрослеет, его тело, ум и душа укрепятся, и он станет готов к строительству своей жизни. Для родителей этот период тяжел, но еще труднее он для самих детей. В их организмах меняется гормональный статус, запуская программу обширных перестроек и заставляя подростков испытывать себя и других на прочность. Для того, чтобы понять их трудности, нужно разобрать этот калейдоскоп на фрагменты и изучать их отдельно, чтобы потом собрать в одну целую картину.
Уже давно и прочно было показано: мозг пубертатного подростка — слабый инструмент. Например, в результате несложных тестов, в которых нужно было определить эмоции изображенных на картинке лиц и подобрать для них правильное название из уже перечисленного набора, обнаружилось, что в пубертате время реакции и способность к обучению снижаются. Причем у девочек значительно сильнее, чем у мальчиков. Снижение способностей начинается в 11-12 лет и продолжается еще два-три года. Новое же исследование из журнала Science этой недели, по-моему, настоящий прорыв в исследовании мышления подростков: группа ученых поставила себе целью понять биохимический механизм происходящего и поняла нечто совершенно новое. В мозге млекопитающих есть уникальный механизм, позволяющий подросткам «включать» мозги при стрессе.
Авторы использовали электронную микроскопию, чтобы наблюдать за перестройками в гиппокампе пубертатных мышей — отделе головного мозга, отвечающем за формирование эмоций и процессов запоминания (слово происходит от латинского названия морского конька, на которого похожа эта важнейшая структура нашего мозга).
Оказалось, что во время полового созревания у мышей вокруг синапсов гиппокампа возникает определенный набор рецепторов, которые задерживают сигналы, идущие к гиппокампу. Активность этих рецепторов у подростковых мышей возрастает в несколько раз по сравнению с их младшими собратьями; со зрелостью — убывает. Соответственно, подростковые мыши показывают плохие результаты в запоминании путей своего передвижения по тестовым лабиринтам. Зачем это надо, я совершенно не понимаю, а вы? :)
Но что еще интереснее — помимо комплекса рецепторов, который ухудшает запоминание, ученые обнаружили, что некое вещество (THP), выделяемое только при стрессе, нейтрализует действие этих рецепторов и, соответственно, резко улучшает память. А в детском и взрослом возрасте действие этого вещества совершенно обратное: оно ухудшает память (это нам как раз хорошо известно, не так ли?). Как этой системой управлять, и в каких случаях такое управление необходимо — предмет для дальнейших исследований; думаю, результаты сильно заинтересуют школьных учителей.
Я тоже работала в школе один год учителем географии. Поскольку школа была маленькая, я вела уроки у всех классов, начиная с пятого и заканчивая десятым. По своему опыту могу сказать — сложнее всего детям седьмых и восьмых классов. Материал по географии в этих классах непростой, и его приходится повторять и так, и эдак, по нескольку раз, чтобы дети разобрались, и у них в головах сложилась правильная картина морских течений и глобальной атмосферной циркуляции. Вот, например, вы помните, как распределены области повышенного и пониженного атмосферного давления от одного полюса Земли к другому и почему? Нет? А вы проходили это в седьмом классе... Но как раз в седьмом классе вам было особенно сложно запоминать материал.
Главное, что в очередной раз показали исследователи: дети не виноваты в том, что наступает момент, когда им становится очень трудно учиться, так устроен организм подростка. И в это время им нужно понимание и поддержка взрослых. Обсуждение того, что ваш сын или ваша дочь узнали в школе, дополнительная мотивация к учебе и ваше восхищение их успехами очень помогут вашим детям преодолеть школьные трудности.
Заметим, Женя, из вашего же рассказа: в этом нежном возрасте стресс в состоянии резко включить гиппокамп. Так что если очень уж нужно, чтобы подросток запомнил — боюсь, все знают, как надо поступить... :) А еще теперь мы знаем, как формируются всем известные сильнейшие воспоминания юности. Может быть, ради этого и дремлет гиппокамп у подростка — чтобы на этом фоне ярче и сильнее пропечатывались иероглифы печального (или, наоборот, сверхрадостного) опыта?