/ Киль

Евгения Кандиано: Память девичья, но при стрессе включается

Преподавая в школе, я видела, как ухудшается память учеников седьмых-восьмых классов. Новое исследование показало: запоминание у подростков может резко улучшиться при стрессе. Такой трюк мозг не умеет проделывать ни в детстве, ни в зрелости

Фото: Getty Images/Fotobank
Фото: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

Превращение маленького человека в большого осуществляется совсем не просто. Как гусенице не миновать стадию куколки перед тем, как стать бабочкой, так и каждому ребенку нужно пройти через переходный возраст прежде, чем он повзрослеет, его тело, ум и душа укрепятся, и он станет готов к строительству своей жизни. Для родителей этот период тяжел, но еще труднее он для самих детей. В их организмах меняется гормональный статус, запуская программу обширных перестроек и заставляя подростков испытывать себя и других на прочность. Для того, чтобы понять их трудности, нужно разобрать этот калейдоскоп на фрагменты и изучать их отдельно, чтобы потом собрать в одну целую картину.

Уже давно и прочно было показано: мозг пубертатного подростка — слабый инструмент. Например, в результате несложных тестов, в которых нужно было определить эмоции изображенных на картинке лиц и подобрать для них правильное название из уже перечисленного набора, обнаружилось, что в пубертате время реакции и способность к обучению снижаются. Причем у девочек значительно сильнее, чем у мальчиков. Снижение способностей начинается в 11-12 лет и продолжается еще два-три года. Новое же исследование из журнала Science этой недели, по-моему, настоящий прорыв в исследовании мышления подростков: группа ученых поставила себе целью понять биохимический механизм происходящего и поняла нечто совершенно новое. В мозге млекопитающих есть уникальный механизм, позволяющий подросткам «включать» мозги при стрессе.

Авторы использовали электронную микроскопию, чтобы наблюдать за перестройками в гиппокампе пубертатных мышей — отделе головного мозга, отвечающем за формирование эмоций и процессов запоминания (слово происходит от латинского названия морского конька, на которого похожа эта важнейшая структура нашего мозга).

Оказалось, что во время полового созревания у мышей вокруг синапсов гиппокампа возникает определенный набор рецепторов, которые задерживают сигналы, идущие к гиппокампу. Активность этих рецепторов у подростковых мышей возрастает в несколько раз по сравнению с их младшими собратьями; со зрелостью — убывает. Соответственно, подростковые мыши показывают плохие результаты в запоминании путей своего передвижения по тестовым лабиринтам. Зачем это надо, я совершенно не понимаю, а вы? :)

Но что еще интереснее — помимо комплекса рецепторов, который ухудшает запоминание, ученые обнаружили, что некое вещество (THP), выделяемое только при стрессе, нейтрализует действие этих рецепторов и, соответственно, резко улучшает память. А в детском и взрослом возрасте действие этого вещества совершенно обратное: оно ухудшает память (это нам как раз хорошо известно, не так ли?). Как этой системой управлять, и в каких случаях такое управление необходимо — предмет для дальнейших исследований; думаю, результаты сильно заинтересуют школьных учителей.

Я тоже работала в школе один год учителем географии. Поскольку школа была маленькая, я вела уроки у всех классов, начиная с пятого и заканчивая десятым. По своему опыту могу сказать — сложнее всего детям седьмых и восьмых классов. Материал по географии в этих классах непростой, и его приходится повторять и так, и эдак, по нескольку раз, чтобы дети разобрались, и у них в головах сложилась правильная картина морских течений и глобальной атмосферной циркуляции. Вот, например, вы помните, как распределены области повышенного и пониженного атмосферного давления от одного полюса Земли к другому и почему? Нет? А вы проходили это в седьмом классе... Но как раз в седьмом классе вам было особенно сложно запоминать материал.

Главное, что в очередной раз показали исследователи: дети не виноваты в том, что наступает момент, когда им становится очень трудно учиться, так устроен организм подростка. И в это время им нужно понимание и поддержка взрослых. Обсуждение того, что ваш сын или ваша дочь узнали в школе, дополнительная мотивация к учебе и ваше восхищение их успехами очень помогут вашим детям преодолеть школьные трудности.

Заметим, Женя, из вашего же рассказа: в этом нежном возрасте стресс в состоянии резко включить гиппокамп. Так что если очень уж нужно, чтобы подросток запомнил — боюсь, все знают, как надо поступить... :) А еще теперь мы знаем, как формируются всем известные сильнейшие воспоминания юности. Может быть, ради этого и дремлет гиппокамп у подростка — чтобы на этом фоне ярче и сильнее пропечатывались иероглифы печального (или, наоборот, сверхрадостного) опыта?

Комментировать Всего 44 комментария

Женя, так у Вас есть предположение для чего этот механизм создан природой? Что защищает, что провоцирует? Вряд ли он является "программной ошибкой" при глобальной перестройке организма в пубертатном периоде. Вероятно, имеется связь с тягой подростков искусственно моделировать и создавать стрессовые ситуации всеми доступными средствами, чтобы "вспомнить всё"? Чего-то не хватает в этой мозаике. И одними похвалами взрослым не отделаться. Ведь известно, что и на похвалу у иного подростка может быть не слишком адекватная реакция.

Анастасия, я уверена в том, что конкретно эта проблема решается мотивацией.

Когда я преподавала в школе, а я работала в школе для трудных подростков, я пробовала различные методики, т.к. есть вещи, которые детям действительно сложно понять. Дело в том, что программа по географии плохо сбалансирована с другими предметами. И дети начинают проходить течения тогда, когда они еще не в курсе что такое кориолисова сила - это так маленький пример, в программе по географии много упущений. Я пыталась проводить викторины по сложным темам. В этом случае мотивация, конечно же, повышается - каждому хочется выиграть и не хочется проиграть. И это коенчно же тоже стресс. Такой подход дал очень хороший результат - во-первых, дети были в восторге, во-вторых, они поняли и запомнили материал.

Женя, это всё верно, да и опыт работы с такими детьми, наверняка, самый-самый. И поддержка детей в этот период безусловно необходима, даже если это – простая похвала. Но я о другом. В Вашей статье прозвучал вопрос о назначении этого загадочного механизма, риторический, вероятно. Но я вот с ходу так и не смогла придумать правильного ответа.

Я честно говоря тоже не могу предположить чему служит этот механизм. В природе нет романтики - все целесообразно.

А по поводу трудных детей. Они точно такие же, как и все остальные дети. Очень хорошие, ласковые и добрые. Обычно их проблема заключается в том, что у родителей на них не хватает времени (это совсем необязательно плохие родители, но возможно сильно перегруженные, например, работой), иногда плюс какие-то гормональные особенности. Но они действительно очень хорошие и ними совсем нетрудно работать. Они благодарны даже за поверхностное внимание к себе.

О трудных детях – согласна. Мне тоже приходилось общаться с такими, правда, вне всяких профессиональных обязанностей. Трудность, наверное, в том, когда включаешься, сопереживаешь, привязываешься. Трудность и в том, что когда отогретыми они вновь погружаются в неблагоприятную среду, а защитить их нет возможности. А за описание этого механизма и ссылку на статью – спасибо. Действительно, зацепило. 

Игра - приятный и самый плодотворный способ обучения.

Эмоциональный подъем, азарт, амбиции, моменты неожиданности, страха упустить что-то важное и увидеть соперника победителем - это лишь несколько элементов стресса, мобилизующего память и интеллектуальные усилия ребенка. И стресс, даже позитивный, не должен быть продолжительным, иначе усталость вытеснит мотивацию.

Все знают "ночь перед экзаменом". Это тоже стресс, который помогает сконцентрироваться, мобилизовать все интеллектуальные ресурсы. Но 2 или 3 такие ночи дадут обратный результат.

В детском возрасте память необходима для изучения окружающего мира, осознания речи, себя, среды, объектов опасности и.т.д. В пубертатный период человек входит уже с этим необходимым набором знаний для жизни и выживания. Серьезные гормональные перестройки требуют от него большой эмоциональной отдачи и заинтересованности. Возникает необходимость в новых ощущениях. Новый взгляд прежде всего на родителей и учителей, зависимости от них. Новый взгляд на противоположный пол и новые ощущения в связи этим. Внутренний конфликт подростков отнимает так много сил и жизненного пространства, что память становится менее острой, появляется рассредоточенность. Эмоциональное напряжение помогут снять родители, правильно общаясь с детьми. Спорт, игры, интересные увлечения также необходимы. Переходный возраст пройдет, а эмоции, связанные с ним, останутся надолго. Это эмоциональная память. Мамы-папы-учителя, берегите души своих детей, они так же любят, страдают, боятся, разочаровываются, как и взрослые, но только впервые - а это так трудно!

Галина, спасибо вам большое.

похоже организм просто готовится к важному делу...

половое созревание нервное дело - вот организм и отключает по возможности все что отвлекает от этого. Тем более, что у девочек энергии на эту нужно больше...

самое простое объяснение обычно самое верное... наблюдаю описанную картину... т.е. приятно, когда теория совпадает с практикой:)

Илье

Стресс стрессу - рознь. Ругать детей за плохую учебу не надо, им и без того трудно.

Женя, простите - я надеюсь мою глупость никто не воспримет всерьез - Вы конечно же абсолютно правы. Я только хотел сказать, что - хотим мы того или нет - в их жизни случаются стрессы, которые, как мы узнали из Вашей статьи, оставляют особый след в памяти.

Вообще нам, наверное, следовало написать и о вреде стресса, особенно негативного, т.к. вопрос, конечно, очень неоднозначный. Особенно если мы проводим параллели с детьми. Но прекрасно, что есть у нас Галина Бирчанская и Михаил Плоткин и они существенно дополнили материал своими комментариями.

Насколько я помню, Селье считал, что вред приносит   только ИЗБЫТОЧНЫЙ стресс (вне зависимости от знака)

Забавно...

Ганс Селье (автор понятия "стресс") показал, что стресс в начальной стадии имеет позитивный характер (улучшение концентрации, координации движений, запоминания). Возможно, подобный эффект возможен только в подростковом возрасте, когда нейронные связи уже сформированы. Т.е. я подозреваю, что дело не в том, что природа запрограммировала ухудшение памяти у детей под воздействием стресса. Просто их мозг еще не созрел для работы в экстремальной ситуации и стресс минует первую стадию и сразу переходит во вторую (контрапродутивную).

Маня более заинтересовал другой аспект: с возрастом память снижается, но может улучшаться при стрессе. Это значит, природа ограждает нас от избыточной информации (которая с возрастом накапливается как снежный ком), но создала своеобразный механизм "спасения" на случай экстренных ситуаций!

Может быть я как-то неточно выразила мысль оригинальной статьи. Она такова: стресс снижает способность к запоминанию в детском и взрослом возрасте, но улучшает ее в подростковом (за счет того, что ТНР, стрессовый стероид, нейтрализуют определенные рецепторы).

А что бы вы как врач сказали о пользе и вреде стресса?

Скорее, это я невнимательно прочел материал... Получается, память в подростковогм возрасте не так важна, как в детском и зрелом. Может быть, в детском возрасте память жизненно необходима, чтобы обеспечить выживание особи, а в зрелом возрасте - чтобы обеспечить выживание потомства. В подростковом возрасте более важны инстинкты (напр. поиск партнера). Может быть это и объясняет юношеский авантюризм. В лабиринте можно заблудится, а можно и найти никем не найденный выход...

Это общее место, но стресс безусловно мощнейший механизм адаптации к меняющейся окружающей среде.

Австрийский врач Ганс Селье разделял стресс на два вида: эустресс (позитивный) и дистресс (негативный). В начальной фазе эустресс полезен и продуктивен. Практически все позитивные эмоции (страсть к путешествиям, спорту,  открытиям) связаны с позитивным стрессом. Суть теории Селье - в физиологической реакции организма на интенсивные воздействия (он прежде всего исследовал  роль "гормона стресса" адреналина). Если интенсивность стресса возрастает возникает вторая фаза - депрессивная (как защитная реакция). Третья фаза - сбой, ведущий к болезни или даже смерти. Реакция на негативный стресс (дистресс) проходит по тем же трем фазам, что и позитивный стресс.

Интересно, анализировали ли авторы зависимость памяти от интенсивности стресса?

посмотрела оригинал статьи - нет, интенсивность стресса не учитывалась, это был всегда одинаковый сигнал.

"Стресс без дистресса" - это Селье? Полезная, кстати, книга.

А что относится к негативным стрессам?

Женя, извините за запоздалый ответ. Дистресс (негативный стресс) - это, например, боль, страх и голод. Интересно, что в начальной стадии дистресса происходит то же, что и при позитивном стрессе, т.е. выброс в кровь адреналина и мобилизация всех систем: обостряется слух, обоняние, мышечная активность. Все лишнее (напимер пищеварение), наоборот, подавляется. Думаю, на мышей воздействовали именно негативным стрессором (не сыром же их баловать). Вообще скачок от мышиных реакций к человеческим все-же несколько проблематичен, - как Вы думаете?

Миша, попробую ответить на ваши вопросы. Мыши забегали в зону, где подвергались некоторой механической встряске.

Моя статья состоит фактически из трех частей.

1. Описание статистических исследований, проведенных на подростках.

2. Мои собственные наблюдения. Это не научное исследование а всего лишь наблюдение, и я это подчеркнула. 

3. Описание исследований, проведенных на мышах. И конечно же, нельзя механически переносить ЛЮБОЙ опыт от мышей к людям.

Все ссылки даны, текст совершенно позрачен. Никаких рецептов эта статья не дает. Ни в коем случае. Я высказала свое мнение о том, что к детям (да и к остальным людям) надо относится бережно. Это моя собственная позиция, не как ученого, а как человека.

Я очень благодарна Вам и Галине Бирчанской за то, что вы дали компетентные и очень полезные комментарии. Это прекрасно, что в проекте учавствуют такие квалифицированные специалисты, которые могут помочь в обуждении и дать конкретный хороший совет. Спасибо вам и Галине.

У меня внуку 7 и я вижу насколько он схватывает все вокруг, если только не отвлекается. А отвлекается он на все. С ужасом жду подросткового возраста. ПРидется использовать стресс.

Только не это, Игорь!

Между 6 и 7-ю годами наши детишки устраивают "репетицию" подросткового периода. Чем смышленней ребенок, тем талантливей "прогон". В этом возрасте ( этим недвавно серьезно занялись профессионалы) происходят первые важные перестройки. Терпимых и понимающих взрослых ожидает  меньше риска через 5-6 лет.

Как я понимаю, это ответ и на комментарий Юрия Петрова :)

+1 (уже жалею, что ради красного словца устроил в финале пропаганду домашнего насилия :)

Судя по репетиции, нас в подростковом возрасте ожидает любование собственной красотой и крутизной и благосклонное принятие внимания со стороны бесчисленных девочек.

Подрастают кадры для "Сноба":))

Евгения Кандиано Комментарий удален

Евгения Кандиано Комментарий удален

Евгения Кандиано Комментарий удален

Странно слышать, что у взрослых стресс снижает память. На сколько я знаю, любые сильные эмоции улучшают память. Стресс вызывает такие эмоции, в том числе и у взрослых. Биохимические механизмы этого явления уже достаточно изучены, центральную роль играет миндалевидное тело (amigdala) расположенное непосредственно над гиппокампом. При сильных эмоциях происходит выброс адреналина, при стрессе ещё и глюкокортикоидов (горомонов стресса). Оба гормона активируют миндалевидное тело а затем и гиппокамп. Другое дело, что эти механизмы могут отличаться от механзмов активных в период полового созревания. Вы вспомните что из Вашей жизни запомнилось ярче всего - часто это ситуации связанные со стрессом и связанными с ним эмоциями: экзамены в институте, рождение ребёнка, защита диссертации, авария в которую Вы попали, и так далее. Навязчивые воспоминания о войне мучают 20 - 30% ветеранов.

Другое дело, что продолжительный сильный стресс может угнетать гиппокамп и нарушать деятельнсть префронтальной коры, в обоих случаях нарушается процесс запоминания (обучения). Но это крайний случай, а обычный лёгкий стресс способствует запоминанию у взрослых.

Это понятно с точки зрения эволюции: если не запомнишь как тебя один раз чуть не съели, то в следующий раз точно съедят.

Меня больше поражает перестройка памяти которая происходит в 6 - 7 лет. Ребёнок теряет способность запоминать множество новых слов и понятий с первого раза и даже забывает то, что выучил раньше.

чего-то я этого не наблюдаю на своей...

как раз 6 лет. запоминает слова из разных языков моментально с первого озвучивания(понятно что два своих родных + немецкий, французский, китайский, - никто ее этим дополнительным языкам не учит - "так исторически сложилось" что она смышит эти слова тоже..., потом никаких сложностей с тем, чтобы вставить в "правильный" язык. Меня это все поражает. Идеально помнит где была не только она, но и ее сестра (по рассказам, видимо просто ревнует...).

Все "retarted" действия - типа не смыть за собой, бросить грязную одежду, забыть на на русском "солнечные очки" и т.п. - исключительно манипуляции - проверяет окружа.ющих - стоит ей напрягаться или нет. Когда понимает что нужно напрягаться - моментально все делает. Аналогичная ситуация была со старшей в этом возрасте...

Со кротце, со благо и со малце кьотек.

Здорово, Игорь! Очень понравилось! У нас в югозападной Болгарии для воспитания детей в этом нелегком возрасте используют как совет мудрую (так люди считают) сентенцию: "Со кротце, со благо и со малце кьотек." [кьотек (тур.) = бой] В примитивном переводе это: "по хорошему, по доброму и время от времени со "стрессом"". Т.е., это своего рода диалектический подход. Дипломатическое сочетание двух противоположных подходов (end-members).

Веселин, меня болгарский язык так умиляет... Сохранились у вас в языке какие-то особенно милые старорусские слова типа кротце, детенце, миличка.

Может быть скорее всего старославянские слова. Хотя это выражение очень популярно в оригинальном виде, мало кто ныне так разговаривает. Это югозападный диалект "зассорен" турцизмами. В той части Болгарии, в деревнях люди еще между собой так разговаривают, но я например на 90% не понимаю когда их слушаю.

конечно старославянские, прости, что-то я не то сказала.

Зато у тебя русский фантастический.

Да так и делаем. Уже  второе поколение подращиваем!

Спасибо Вам большое, Женя. Каждая Ваша статья - важная.

Приятно, конечно очень, что Вам нравится.

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

Татьяна, спасибо вам за подробный комментарий и за то, что привели здесь воспоминания о сестре Терезе. Мне было очень интересно читать ваш комментарий, думаю и другим тоже.

Об этом и была статья - лишний раз напомнить, что детям трудно и что к ним надо относиться бережно. В современной жизни, конечно, очень высокие требования к усвоению информации. И от этого никуда не уйти - таковы сегодняшние реалии. Мы ведь хотим, чтобы наши дети были адаптированы к современным условиям и адаптированы в современном обществе - это надежная предпосылка для интересной, наполненной жизни. Поэтому надо помочь им со школьной программой справляться и поддерживать их.

женя, ваши статьи последнее время все с бОльшим философским подтекстом и тема детей все чаще. мне это очень интересно. вопросов после таких текстов очень много возникает, значит есть результат - заставляете задумываться над многими темами, которые, казалось, очевидны. очередное научное доказательство специфики "трудного возраста" и необходимости быть бдительными. спасибо. буду ждать новые ваши работы.

Я очень рада, что мои статьи чем-то чуть-чуть могут помочь. В первую очередь, конечно, спасибо ученым, которые подобные исследования проводят.

Но вообще, это только один аспект трудного возраста. А этих аспектов - целая мозаика.

Становление человека - сложная вещь :)))

мне нравится один коротенький рассказ Вересаева. Сейчас перескажу своими словами.

Сын спрашивает у своей мамы:

- Ты меня любишь?

Она отвечает:

- Когда ты хорошо себя ведешь люблю, а когда плохо - меньше люблю.

Он ей говорит:

- А я тебя всегда люблю.

Хороший эпизод, правда?

Евгения Кандиано Комментарий удален

эпизод гениальный, женя. он внушает оптимизм своей "иррациональностью", т.е.наличием в нас того, что неподвластно научному объяснению. :)

Спасибо!

Еще одна замечательная статья, Женя! Мне кажется, СНОБу имело бы смысл подумать об издании Ваших статей в виде отдельной книги. Я бы такую книгу точно купил и отрекламировал всем знакомым и друьям! Уже только ради Ваших статей имеет смысл читать СНОБ. Хоть я и профессиональный ученый (как и Вы), но практически в каждой из Ваших статей открываю для себя море интереснейшей информации.

Кстати, не на эффективности ли "метода стресса" в подростковом периоде основана "прусская палочная дисциплина"? Тот самый метод, который мне всегда казался ошибочным. Я в 70-80% случаев своим студентам на экзамене ставлю пятерки. Результаты, вопреки мнению многих, очень хорошие - ребятам интересно учиться без лишнего стресса, и они многого потом добиваются.

Артем, большое вам спасибо!!!

Я очень хочу написать книгу о климате - в геологическом аспекте. Очень интересно описать историю Земли с точки зрения изменения климата и его влияние на развитие жизни. Ведь те условия, которые мы имеем сейчас - это всего лишь один небольшой временной срез. Если рассмотреть всю ретроспективу, то людям стало бы и более понятно, что именно происходит сейчас и где лежат границы перехода от одной климатической моде к другой.

Но, к сожалению, на книгу нет времени - мне не положен саббатикал.

Я Вас очень хорошо понимаю. Но СНОБ, мне кажется, мог бы издать Ваши уже написанные для СНОБа очерки как отдельную книгу. Мне думается, эта книга имела бы большой спрос.

Илья, Маша (если Вы видите эту переписку) - что Вы думаете?