Всего 15 километров от Суздаля. Леса, поля, реки. Первый вопрос, который возникает у каждого: а как же с радиацией? Если тут ракеты стояли, то какая же экология? Владелец местного водного производства Николай Валуев (кстати, активный член суздальского конвиниума SlowFood) говорит, что с конца 80-х они каждые несколько лет проводят разнообразные тесты и проверки: «Радиации здесь нет, я вообще-то устал уже на этот вопрос отвечать. У всех, конечно, он возникает. Но неужели вы думаете, я бы занялся водой в месте, где есть какие-то проблемы с экологией? Я считаю, что это место — рай на земле!» У Валуева вид довольно внушительный — когда-то он был председателем местного совхоза. Но уже с 1980-х переключился на воду.

Мы с Валуевым направляемся на место и по дороге останавливаемся у источников, к которым постоянно подъезжают все новые машины. Местная вода считается жутко полезной, почти что лечебной. «Вот эти источники — это начала местных рек. И мои источники — они совсем недалеко отсюда. Это чистейшая вода. Я в общей сложности сделал более 30 тестов. И по очень многим показателям это одна из лучших вод России». Валуев так увлечен своим «водным» делом, что готов говорить о воде часами. Сам он признается, что ничего интереснее для него на планете просто не существует: «Вы меня останавливайте, а то я тут вас своими разговорами могу несколько часов держать».

Через пару километров от «народных источников» находится предприятие Валуева, рядом с той самой бывшей военной базой. До конца 1980-х отсюда можно было запустить десять межконтинентальных ядерных ракет. В 1972 году даже пустили две учебные, одна полетела на полигон Кура, другая — в Тихий океан.

Сейчас о прежнем назначении объекта напоминают огромная железобетонная плита — единственная сохранившаяся крышка ракетной шахты — и два подземных бункера.

После подписания договора СНВ-1 здесь все должны были взорвать. Но Валуеву удалось уговорить военных оставить эти уникальные объекты. Сейчас он хочет создать на их основе военный музей. Мы спускаемся в один из бункеров. Проходим через шлюз. Его двери должны были выдержать ядерный удар 20-килотонной бомбы. Вся конструкция бункера рассчитана на то, что люди и, главное, оборудование будут в состоянии нанести ответ противнику после мощной ядерной атаки с его стороны.

Теперь на территории бывшего командного пункта в ангарах расположились цеха по разливу воды. Один из цехов, мощностью 4500 бутылок в час, оборудован в бывшем караульном помещении. Вместо караульной вышки сделали часовню. Это «единственный в России объект военного назначения, превращенный в часовню», утверждает Валуев. «24 января 2008 года Владимирский и Суздальский архиепископ Евлогий освятил ее. Вверху должен был стоять пулемет ДШК 12 калибра. А мы вот колокола поставили. Раньше колокольни превращали в наблюдательные пункты и пулеметные ДОТы, а у нас наоборот произошло».

Мы идем по территории предприятия, и Валуев жалуется: последнее время развелось много бобров. Кстати, еще один показатель того, что с экологией здесь все очень хорошо.

Валуев рассказывает, что вода всегда притягивала в эти места: «Композитор Бородин любил отдыхать в усадьбе Рожново. Климат благоприятно действовал на его жену. А когда в XVIII—XIX веке усадьбой владели Крузенштерны, они в дом подавали эту воду. Источник находился выше по уровню, и вода самотеком спускалась через печку в ванную. Получался, можно сказать, водопровод».

А вода тут по всем показателям просто замечательная — обогащенная серебром. Согласно заключению специалистов института курортологии, она по составу практически идентична трускавецкой воде. Ее состав стабилен в течение уже более десяти лет. Вода помогает при почечных и желудочно-кишечных болезнях. А причиной появления здесь такого количества уникальных источников является древнее известковое плато — естественный фильтр подземных вод. Находится это плато на глубине всего 50-60 метров.

Валуев ведет нас в главный производственный цех и показывает, как все устроено. Из маленьких цилиндров получаются бутылки, и далее они отправляются по конвейеру, на который прямо из-под земли подается вода.

На предприятии можно разливать 200-400 тонн воды в сутки. Сейчас добывается порядка 20 тонн в день. Так что потенциал огромный. В планах у Валуева на существующей производственной базе еще поставить большой рыбхоз. «2,5 гектара закрытых площадей, и можно производить до 150 тонн форели в месяц», — мечтает Валуев.

А свое предприятие хочет включить в один из агротуристических маршрутов Суздаля. «Развивая военную тематику, я хочу купить пару БТР и катать туристов на них по окрестностям. Буду показывать природные родники, а потом повезу на свой завод. Там покажу производство и военные бункеры». Так что скоро можно будет купить путевку и своими глазами увидеть, как разливают воду на ракетной базе.