Егор Кончаловский снимает кино о войне в Афганистане
В рамках программы по развитию национального кинематографа Нурсултан Назарбаев предложил Егору Кончаловскому, Тимуру Бекмамбетову и еще нескольким режиссерам с казахскими корнями снять по картине. Бекмамбетов к съемкам еще не приступил, а группа Егора Кончаловского начала работу в октябре прошлого года и уже отсняла 80% материала.
У картины пока нет официального названия, но Кончаловский хочет назвать ее «Возвращение в "А"». «Когда в конце 70-х политбюро принимало решение о вводе войск в Афганистан, все партийное руководство чувствовало, что делает нечто преступное, и соблюдало конспирацию». Поэтому документ о вводе войск называется «К положению в "А"», объясняет режиссер.
Сценарий написали Александр Новотоцкий-Власов и Владимир Моисеенко — сценаристы «Возвращения» Андрея Звягинцева и «12» Никиты Михалкова. В ролях, помимо казахстанских актеров, Андрей Смоляков, Гоша Куценко и Денис Никифоров. По сюжету картины главный герой — ветеран афганской войны, потерявший в сражении друга и лишившийся ноги, — 20 лет спустя, уже пожилым человеком, возвращается в Афганистан с группой тележурналистов и путешествует по местам боевых действий в поисках могилы своего друга.
Картину снимают в горах Казахстана. На время зимы съемочная группа была вынуждена взять тайм-аут до апреля: горы завалило снегом. «Мы начали снимать в самое неправильное с точки зрения погоды время, — поясняет Кончаловский, — но если говорить о натуре и картинке, то я очень рад, что съемки пришлись именно на зиму. Афганистан обычно ассоциируется с маревом и жарой, но на самом деле зимой там чудовищные морозы и горы снега по грудь высотой».
Работа вообще идет в условиях, приближенных к боевым. Помимо морозов быт осложняют перебои с водой, электричеством и телефонной связью. Кроме того, высокогорный воздух, по словам Кончаловского, настолько разрежен, что в буквальном смысле опьяняет. Впрочем, режиссера такие условия не смущают: «У нас было несколько экспедиций, где бытовые условия были очень тяжелыми. Но это даже прибавляет колорита: жизнь становится более грубая, ворсистая, более крупного помола. В экспедиции вообще снимается лучше. Ты погружаешься в съемки, цивилизация уходит в какое-то далекое далеко, все бытовые проблемы просто растворяются, и ты занимаешься кино».
Сработаться с командой поначалу было непросто: практически все ее члены, кроме операторской группы и нескольких российских актеров, новые для режиссера люди.
Привыкнуть к восточной школе актерской игры и постановки трюков тоже удалось не сразу, но Кончаловский признается, что давно хотел снять кино в Казахстане. «Половина моих корней оттуда, меня многое связывает с этой страной, и очень хочется, чтобы восточный привкус фильма чувствовался и в актерской игре, и в музыке, и в монтаже», — говорит он.
Дату выхода картины Егор Кончаловский назвать пока не берется, но на досъемки, по его словам, уйдет еще около трех недель. Монтаж и обработку материала планируют закончить к концу лета. Впрочем, группа понимает, что даже то, что уже отснято, в один фильм не уместится. Поэтому помимо полного метра подумывают и о четырехсерийной телеверсии, на создание которой тоже уйдет некоторое время.